Вынос мощей
Пока мы рассматривали храм, игумен поставил на середине небольшой продолговатый столик, покрыл его пеленой, потом зажег в ставнике свечу и поставил ее перед столиком. Надев епитрахиль, висевшую у царских дверей, он стал выносить из ризницы около алтаря серебряные ковчежцы с мощами.
Ковчежцы представляли собой ящички хорошей филигранной работы, сделанные наподобие руки или ноги, или в виде чаши. В них заключались частицы мощей различных святых. Когда несколько таких ковчежцев были выстроены в ряд на столике, игумен пригласил нас приложиться ко святым мощам, причем говорил, кому принадлежат мощи.
Чьи именно мощи находились в Ксиропотаме — не помню сейчас, но помню, что там находилась большая часть Животворящего Древа Креста Господня и большая часть мощей Иоанна Крестителя, коему и посвящен храм.
Как потом мы убедились, обычаи выносить мощи для поклонения на середину храма — общий на Афоне.
Приложившись ко святым мощам и пожертвовав несколько десятков драхм на монастырь, мы поблагодарили игумена и вышли из церкви, намереваясь направиться далее, в монастырь Святого Пантелеймона.
Но нас еще задержал тот монах из сербов, что вышел к нам, когда мы ходили по двору, ожидая открытия церкви. Он, вероятно, был рад случаю поговорить по-сербски, хотя сам он говорил на каком-то ужасном языке, смеси сербского, греческого, турецкого и болгарского языков, вернее, на том жаргоне, на котором говорят жители окрестностей Скопле, откуда и сам он был родом.
Этот монах повел нас к одному из углов церкви и показал вделанную в стену небольшую икону Богоматери которая была когда-то в храме Святой Софии поняли, что эта икона была
в Константинополе и потом какими-то судьбами очутилась здесь, на Афоне.
Наконец мы распрощались с монахом, поблагодарили его и вышли из монастырских стен, чтобы продолжать свой путь в Пантелеймоновский монастырь. До него, знали мы, оставалось недалеко, и дорога была одна.
И.А. Гарднер, Афон Впечатления и воспоминания. К оглавлению...
И.А. Гарднер (1898-1984) |