О. Дионисий становится духовником Афонского Скита
|
Но «Не может укрыться город, стоящий на верху горы…» . И светильник не может быть угашен. Так и добродетели о. Дионисия не могли утаиться от отцов Афонского скита. Они понимали высокие духовные состояния о. Дионисия, и захотели сделать его скитским духовником. Много раз отцы уговаривали его, но он решительно отказывался.
– Прими духовничество над нами, ибо мы как овцы, не имущие пастыря! Нам не у кого окормляться…
– Отцы, я не могу разбирать ваши междоусобные распри и обиды. Это выше моих сил… Вы просите меня, потому что не понимаете, насколько это престрашное бремя…
Тогда отцы скита пошли на хитрость. Однажды, когда все были собраны в храме, был приведен в действие такой план. После отпуста вечерни некоторые отцы вышли наружу и внезапно затворили врата храма, чтобы нельзя было выйти. Все остальные, оставшиеся в храме, вместе с пресвитерами в облачениях, поверглись на землю перед о. Дионисием, умоляя его:
– Отче святый! Ради любви Божией окажи нам послушание! Будь с сегодняшнего дня нашим духовным отцом и исповедуй нас.
– Простите, отцы, это выше моих сил.
– Тогда исповедуй нас как брат, покорись апостолу Иакову, который говорит: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» .
– Простите, отцы.
– Послушай, что говорит ап. Павел: «Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого…» .
– Простите...
– Послушай еще раз ап. Павла: «Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других» . Поэтому молим тебя, исполни заповедь Божию – как можешь. Умоляем тебя, чтобы нам не понести больший вред…
Тут уж отвечать было нечего. Пришлось уступить. С тех пор много лет все отцы скита исповедывались у о. Дионисия.
|
Жизнеописание новомучеников, пострадавших от турок. Эта книга вдохновила Иерофея на бескровное мученичество.
Посвящение в истинное монашество
И вот, через некоторое время Илларион пришел к о. Дионисию и был принят в качестве послушника! Более того, о. Дионисий принял его как посланного от Бога ученика, как свое новое духовное чадо, памятуя слова Господа нашего Иисуса Христа: «…приходящего ко Мне не изгоню вон…» . Он говорил молодому монаху:
– Бог послал тебя, чтобы ты был мне помошник в старости и соработник в «делании» Заповедей Божиих. Я научу тебя этому...
А Илларион после исповеди за всю жизнь рассказал своему новому духовному отцу, как он отлучился от Родины и оставил горячо любимую маму ради Бога, как убежал на Афон из своего монастыря, в котором жил с детства…
– …И вот то, что всегда казалось мне совершенно невозможным, случилось! Я – на Святой Горе!
После этого Старец начал обучение:
– Так вот, детка, если хочешь положить благое начало и утвердить прочное основание монашеской жизни, прежде всего, ты должен все силы обратить на послушание. Примером тебе всегда будет Господь наш Иисус Христос, Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной...» Своему Безначальному Небесному Отцу. Это – стратегический ориентир, который поможет тебе научиться отсекать свою волю во всем. Это первое.
А второе – тактические правила: ты не должен ничего делать, прежде не спросив меня и не узнав моего мнения. Будь очень внимателен. Ты даже волос не должен вырывать без благословения! – Так учит свт. Василий Великий и другие Свв. Отцы.
Наконец, третье – старайся сохранить молчание, когда будешь выходить за пределы нашей кельи со всеми, кто тебе встретится. Без моего благословения ты не должен не только обсуждать что-то с другими отцами, но даже вообще отвечать на любые вопросы. Ведь святые «всех любили – но от всех убегали» , причем помни, что «убегать» нужно без неприязни, с добрым устроением души. Цель – сохранить себя от расхищения помыслов, которые рождаются и умножаются от частых собеседований и обращений с другими.
Итак, если ты будешь внимательно хранить эти правила, то сможешь собрать свой ум в себя, как сказано: «войди в себя человече и стань новым из ветхого» . Ты должен непрерывным усилием оторвать и возвысить ум от земного, чтобы он постоянно помнил Бога, как сказано: «Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой…» . Только таким образом, родив в своем уме эту непрерывную энергию к Богу, ты дашь Богу возможность действовать в тебе, жить в тебе и изменять тебя…
Тогда ты познаешь самого себя и постигнешь бренность человеческой природы. После этого тебе откроются духовные понятия: беспредельная высота Божественного Величия и неисчерпаемый океан Его Благости. Тебе откроется Его Благоутробие, милость и величие Его Человеколюбия. Духовные понятия станут тебе доступны по силе твоей, потому что они превосходят все то, что может вместить человек.
После этого ты уже иначе будешь видеть свою греховность. Само сердце будет подсказывать тебе малейшие отступления от Воли Божией. Это немного похоже на то, как луч солнца, проникая в комнату через какое-либо окно, высвечивает в ней множество пылинок…
Тогда душа придет в страх Божий, сокрушение и глубочайшее смирение. Только после этого ты сможешь войти в Божественную Жизнь, согласно пророку: «…сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже ». Тогда лишь человек уразумевает духовные понятия и понимает, что значит «бояться Бога». На это прикровенно указывают слова: «Начало мудрости – страх Господень» . Тогда ты уразумеешь духовно, что значит: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его» .
Это некий рубеж, после которого душа – славословит ли, читает ли, молится ли – неким таинственным образом с иной глубиной ощущает в себе сладость и пользу поучений, славословий и молитв. Зайдя за этот рубеж, ты сможешь сказать с пророком: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим…». Тогда начнется вживание в Божественную Жизнь, и ты в совершенстве сможешь стяжать три необходимые вещи:
1. Исполнение заповедей, которое даст тебе беспопечительность.
2. Решимость, которая даст презрение видимого.
3. Послушание, которое приведет к умерщвлению своей воли.
После этого душа уже не будет уставать в делании Божественных Заповедей, не останавливаясь в стремлении к совершенной любви к Богу и ближнему…
Старец с некоторым страхом приоткрыл молодому монаху вехи его будущего пути. Но мужественная душа Иллариона не только не убоялась и не проявила каких-либо признаков печали, но, наоборот, еще более возрадовалась! Он в готовности воскликнул:
– Отец мой! Я благодарю Святого Бога, который удостоил меня стать учеником твоей «святыни». Для меня, раба твоего, твоими святыми молитвами, все это нелегко будет сохранить. Впрочем, это трудно для любого человека.
Но, поистине, Господь мне послал тебя, потому что увидел, что именно об этом я мечтаю и этого жажду. Это правда, что я всей душой искал этих духовных иносказаний и такого руководства. Более того, все самое неожиданное, чему ты в будущем захочешь меня научить, – все это я с готовностью приму!
Чтобы проверить слова молодого монаха, не пришлось долго ждать…
|
Рукоделье монахов - отшельников.
Цитаты:
Мф 5:14
Иак 5:16
1 Кор 10:24
Флп 2:4
Ин 6:37
Флп 2:8
Святые «всех любили – но от всех убегали» - Выражение из греческого Евергетиноса.
«Войди в себя человече и стань новым из ветхого» - Выражение из греческого Евхологиона.
Пс 76:4
Пс 50:19
Пс 110:10
Пс 111:1
|