Живой ли это человек, или же то старинная фреска?
Дремлют старцы, опершись локтями о высокие ручки стасидии, низко склонив свои головы. Некоторые из них тихонечко перебирают четки. Смотришь на них и думаешь: живой ли это человек, или же то старинная фреска, кажущаяся ожившей при колебании огонька лампады...
Вот началось чтение из святых отцов, полагающееся в продолжение утрени несколько раз. На середину поставили аналой с горящей свечечкой, на него положили тяжелую старинную книгу. Старичок монах стал читать монотонным и невнятным голосом отрывки из творений святых отцов.
Монахи откинули глубокие сидения стасидий и сели, совершенно потонув во мраке.
Афонские стасидии очень удобны, они несколько отличаются от обыкновенных стасидий тем, что сидение их в откинутом для стояния виде имеет маленькую полочку, на которую можно слегка присесть; ноги тогда становятся на два маленьких рожка внизу, и таким образом все тело отдыхает, хотя по-настоящему и не сидишь.
Так полагается сидеть во время чтения кафизм, пения седальнов и некоторых других частей богослужения. Во время чтения святоотеческих творений эта полочка откидывается вниз и стасидия превращается в очень удобное, покойное и глубокое кресло, в котором легко можно и задремать.
Чтение святоотеческих писаний длилось долго. За ним следовало не менее долгое чтение рядовой кафизмы, после которой стали петь седален, с канонархом.
Храм все время оставался почти темным; ни одна лампадочка не прибавила своего огонька. Здесь, на Афоне, вместо фитилей употребляют особый гриб ― древесную губку; ее вываривают особым способом и расщепляют на мелкие волокна, которые и вставляют в металлический держатель, устроенный так, что одним концом он упирается в стенку лампадки, а другим высовывается из лампадки наружу.
В ветвь этого держателя, отходящую от стержня, упирающегося в стенку лампадки, и вставляется кусочек этого гриба. Это позволяет легко регулировать пламя лампадки простым передвиганием наружного конца рычажка-держателя, отчего грибок погружается в масло глубже, оставляя весьма малый тлеющий кончик снаружи, или же больше высовывается из масла, и тогда этот оригинальный фитилек горит ярким пламенем.
Это необыкновенно удобно и экономично, потому что можно настолько уменьшить пламя лампадки, что останется только крохотная голубая искорка, которая будет гореть все время, пока есть масло в лампадке, почти без нагара.
Эти маленькие голубые искорки, тлеющие перед иконами в почти полном мраке храма, придают последнему необыкновенную красоту.
Словно звездочки мерцают они в бархатном мраке, почти не отражаясь на гранях иконостаса и на золоченых ризах икон.
И.А. Гарднер, Афон Впечатления и воспоминания - 2 часть. К оглавлению...
И.А. Гарднер (1898-1984) |