Первое искушение подражать Старцу
Кроме того, Иерофей решил подражать Старцу в его молчании и исихии. Он каждый день брал то немногое рукоделие, которое они делали, и уединялся, творя молитву. А про себя он решил:
– Не буду говорить Старцу свою цель, что я решил с молитвой начать сочетать и подвиг молчания. Я ведь нахожусь только в начале своего послушания. Вдруг Старец не поймет, что у меня благая цель – я это делаю от ревности?!
Но духовник сразу понял, что послушник решил скрыть свой подвиг. Он, как будто бы делая для себя выписку из Евергетиноса, написал на клочке бумаги и подложил на стол это:
– «Бывает так, что овча отлучается от пастыря и отправляется пастись сама по себе в уединении… Почему? Конечно, она совершенно уверена, что ее не похитит волк… Как раз ее-то волк и ждет! – Точно таким же образом послушник, который отправляется в уединение, не известив об этом своего старца, не сможет остаться неповрежденным от мысленного волка – диавола…».
Но молодой монах не хотел отказаться от своего замысла. Он продолжал тайно уединяться и творить молитву. И что же? – Вскоре он находит новую записку на листочке, где Старец выписывал изречения свв. Отцов:
– «Бывает так, что курица оставляет яйца в гнезде, чтобы погулять туда и сюда… Разве не ясно, что такая мамаша не собирается высиживать птенцов?! – Подобным этой курице бывает и послушник, если оставляет свою цель – отсекать свою волю и во всем брать совет у Старца, и начинает ходить туда и сюда, подчиняясь своим помыслам. Кто усомнится, что такой послушник не собирается «высиживать» и стяжевать добродетели по порядку, как учат свв. Отцы?!»
Куда было деваться молодому монаху?! …Ах, как иной раз тяжело отказаться от своих мечтаний! Но ведь так и бывает: свои собственные представления о духовной жизни в какой-то момент становятся для нас непроходимой стеной, закрывающей дальнейший путь…
Пять добродетелей Иерофея
Изучая «Добротолюбие» и писания свв. Отцов, Иерофей выписывал для себя самое важное о послушании. Он систематизировал для себя учение Отцов и пришел к выводу, что тайна послушания заключена в сохранении пяти добродетелей:
1. Чистая вера и чуткое наблюдение за движениями своего сердца.
2. Истинность – т.е верность и в слове, и в деле.
3. Не исполнять свою волю ни в чем, но внимательно отсекать все движения воли.
4. Никогда не возражать, не спорить ни с кем и избегать духа соревнования.
5. Истинное и точное исповедание всех движений сердца перед духовником. При исповеди надо настроиться так, как будто ты предстоишь на Страшном Суде, чтобы дать ответ перед Богом и Святыми Англами.
Когда Иерофей нашел эти основания послушания, он сокрыл их в недрах своей боголюбивой души так глубоко, или лучше сказать, обвязал себя ими так плотно, как будто это был план потайного места, в котором хранится величайшее сокровище… А исполнял он то, что прочитал, таким образом:
1. Искреннюю чистую веру к духовному отцу и он надел на себя как кольчугу. Даже не побоюсь сказать, – привалил ее к пещере сердца как дверной камень, которым закрывают вход. Во всяком случае, когда он видел духовного отца, ему казалось, что он видит Христа и повинуется Самому Христу, как сказал Господь: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается…» . Постоянно он помнил и Лествичника, сказавшего: «…все не от веры – грех есть» . Ср.: Если вера, надежда и любовь останутся для нас только красивыми словами…
2. Истину он одел на себя как некий головной убор, или, не побоюсь сказать, – покрылся как шлемом. Это значило, что и в слове – и в деле он решил быть искренним до конца, как упоминается Псалмопевцем: «Основание слова Твоего истинно…» и Премудрый восклицает: «…ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих…» .
Иерофей спросил себя, что значит: «Хранящий заповедь – хранит душу свою» ? – Это значит, что истинный христианин всегда должен быть верен и в слове – и в деле… А стратегический ориентир – Сам Христос, Который сказал о Себе: «Я есмь Истина…» . Ведь не зря же Он Сам Себя назвал Истиной?!
3. Иерофей замер перед Волей Божией подобно камбале, притаивающейся в песке на дне моря. Я имею в виду то, что все свои желания он положил в руку Божию и руку своего Старца, не делая ничего без воли духовника. Он постоянно напоминал себе слова Лествичника: «Падение послушнику – своя собственная воля…» .
4. Иерофей решил научить себя доброму отношению ко всем. Для этого требуется избегать противостояния чужой воле. Он взял как лук страх Божий и осуждение самого себя, пуская стрелы противоречия своим помыслам вместе с жизнью в безмолвии, и низвергая ими в себе дух соперничества. Ведь разве не о соперничестве, как противном благочестию духе, упомянул божественный Павел: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая» ?! И это особенно важно именно в монашеской жизни.
5. Пятое, последнее, а по-моему и самое важное, было то, что Иерофей мужественно взял как некий меч, поражающий врага, сладчайшее имя Иисусово. А именно, он вооружился умной молитвой – непрерывно призывая Господа. А также он соединил с ней ежедневное точное исповедание всех помыслов.
И таким образом вооруженный необыкновенным духовным оружием и воссевший на боевую колесницу, мужественный Иерофей вступил в невидимую брань против древнего врага. Так он подобно Измаилу, победившему амаликитян, поражал зловредных демонов через свои помыслы…
«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается…» Лк 10:16
«…все не от веры – грех есть»: Лествица, глава 4 «О послушании». Ссылка на главу «О послушании» не случайна. Иерофей рассматривал ее как кодекс монашеской жизни. Но здесь, конечно, цитата из Рим 14:23. Апостол Павел делает акцент на том, что любое сомнение убивает веру: «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех…».
«Основание слова Твоего истинно…» Пс 118:160
«…ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих…»
Притч 8:7
«Хранящий заповедь – хранит душу свою» ?
Притч 19:16
«Я есмь Истина…»
Ин 14:6. Точнее: «Я есмь путь и истина и жизнь…».
«Падение послушнику – своя собственная воля…»
Лествица, глава «О священном безмолвии души и тела», гл 62.
«А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая»
1 Кор 11:16
|