Афон. Григориу
Раскрытие тайны Приобщения Святым Дарам
Получение дара Благодати от Старца
Однажды Иерофей спросил у духовника, правильно ли он поступает, презирая телесные потребности? Тогда Старец открыл ему тайну приобщения Божественным Нетварным Энергиям, убеждая не обращать внимания на телесные нужды:
– «Послушай, детка! Земной царь не оставляет без наград, великих и многоценных даров тех, кто служит ему с большой любовью и верностью. Разве Царь не прославит тех, кто строго исполняет его повеления и этим оказывает ему уважение и почтение?! Не более ли того Сам небесный Царь Христос не оставит Своих священников, верных диаконов и служителей Его Всесвятых Тайн?!
Не об этом ли говорит Сам Царь через божественного апостола богогласного Павла? Разве не дарует им Царь: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание…?»
По своей неизреченной любви к людям – О Христе Мой, помилуй меня за то, что я сейчас скажу – Он Самого Себя отдает им, через причащение Всесвятому Его Телу и Всечестной Его Крови! Это как раз то, чего не может сделать никакой земной царь! Сам Бессмертный Бог, по естеству Благой и Человеколюбивый, предает Себя им для освящения каждый день, через возлюбленных иереев, для исполнения всей полноты христианского мира и спасения всей вселенной!
Поэтому, детка, поистине блаженны те, которые служат и литургисают Ему с сокрушенным духом и умиленным сердцем, и те, кто принимают Его с чистой совестью, ни в чем их не обличающей. Но и это только задаток, потому что, согласно Апостолу, мы еще не прияли воздаяния здесь, на земле.
Поверь мне, в день общего Воскресения и раздаяния Христом окончательных наград, верные служители чают упокоения, как верные домостроители Божественных Тайн, верные хранители Божественных дарований и точные исполнители животворящих Заповедей Христовых. Я имею в виду Нетленные Блага Небесного Царя, Которые ни очи не видели, ни ухо не в состоянии услышать, - у людей, пребывающих во тьме страстей и опасно шествующих, определяя свое направление по обманным движениям ума.
Поэтому ты, детка, будь внимателен к себе, чтобы не лишиться той радости, которая тебе дается в таинстве, но ты ее не заслужил. Здесь есть тайна. Ты получаешь в таинстве благодать, и это может тебя ввести в заблуждение, будто бы ты так скоро победил страсти и достиг преуспеяния… В радости, полученной от причастия, кажется, что именно о тебе сказал Христос: «…радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах…». Но ты этой благодатью еще не обладаешь и не сможешь ее сохранить, не имея добродетелей… И во время всеобщего Воскресения ты окажешься пуст!
Чтобы сохранить эту благодать в себе, ты должен очистить сердце. И я не побоюсь сказать, чтобы наследовать те небесные райские блага, нетленные и вечные, а лучше сказать – бессмертные, блага Небесного Царя, ты должен ко Причастию приложить еще свои усилия, чтобы в сердце твоем образовалось вместилище для благодати. А расчистить место в сердце ты сможешь только посредством добродетелей.
Твоя задача – научиться хранить благодать, полученную в таинствах, посредством смирения, любви, непрестанной молитвы и внимательного соблюдения всех Божественных Заповедей. Об этом как раз говорит тот же самый Апостол любви: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди…» и «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня…» .
Все эти блага, о которых мы с тобой говорим… – Что это, как ты думаешь? Разве это не есть вечное созерцание сладчайшего Лика Иисуса Христа, не побоюсь сказать, – мысленного Жениха и обожаемого «Любителя» наших душ?! Не об этом разве говорит прп. Симеон Новый Богослов:
Ибо он соделывается Женихом – слышишь ли ты это?! – ежедневно,
А невестами [становятся] души всех, с которыми Творец входит в соединение,
В свою очередь, и они с Ним соединяются, и таким образом происходит Брак,
Духовно богоприличествующим образом обеспечивающий соитие с ними.
Выслушав все это, Иерофей в волнении ответил:
– Отец мой! Я в себе не имею ничего доброго, я несчастен от множества своих грехов… Поэтому умоляю тебя, моего духовного наставника, не забывай постоянно молить за меня Бога, чтобы Он покрыл меня Своей Благодатью, по твоим святым молитвам. Моли, чтобы Он покрыл меня от всяких злоумышлений и коварств бесстыдных бесов, и от многочисленных моих страстей, которые мучают меня каждый день, каждый час и каждое мгновенье. О, жалкий я! Пусть Господь меня просветит, в чем заключается Его Святая Воля - благая и совершенная!
И говоря так, Иерофей внезапно бросился к ногам Старца, умоляя дать благословение, перекрестив его главу святыми руками духовника.
– Сделай так, святый отче… Сделай так, чтобы Благодать Всесвятого Духа сошла и на меня! Сделай это, подобно тому, как сделал преподобному Симеону Новому Богослову его духовный отец Симеон Благоговейный!
Видя это, Старец преклонился к смирению Иерофея, наложил руки на его главу и сказал:
– Встань, детка, потому что и я – человек грешный. И я – должник многих грехов. Чадо, те грехи, которые есть у тебя, и я имею… Но по вере твоей и смирению, которое ты являешь мне недостойному, да будет тебе то, что ты просишь у Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Да придет Благодать Всесвятого Духа, которая почивает на мне, – вдвойне на тебя! Да будет так, чтобы Всесвятое Имя Его прославлялось в тебе во много раз больше, чем во мне!
Примечания:
Лк 10:20
«…радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах…»
Ин 14:15 и Ин 14:21
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди…»
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня…» .
Термины«нимфиос» и «эрастыс» во фразе: "мысленного Жениха и обожаемого «Любителя»" не совсем обычны в патристическом тексте...
Термин «эрастыс» обычно вызывает проблемы для перевода гимнографических пассажей. Например, свт. Феофан придумал для него особенный перевод «любитель», что означало «любовник или возлюбленный». Это новое слово в русском переводе отчасти снимает искусительность понятия, такой перевод часто оправдан. В данном случае говорится как раз об использовании этого термина прп. Симеоном. Этой теме посвящен 15-й гимн прп. Симеона, который никогда не переводился правильно из боязни искусить читателя.
Ученые же сознательно замалчивали этот образ из боязни того, что прп. Симеона обвинят в мессалианстве. Дело в том, что образ соития души с Богом подобно мужу и жене в браке являлся важным «догматическим» элементом учения мессалиан. Тем не менее, этот образ широко использовался в аскетике. Вообще-то это библейский образ. А мессалианским его сделали лишь фобии современных ученых, которые весь окружающий мир пытаются втиснуть в свои жалкие схемы…
Любой яркий и глубокий образ искусителен для людей, поглощенных обрядовой стороной Православия. Поэтому духовник Иерофея предупреждает: «… я не побоюсь сказать…» – это собственно уже слова прп. Симеона… Более того, сам прп. Симеон восклицает: «– слышишь ли ты это?!», чтобы убедиться, что собеседник поверил своим ушам. Видимо, прп. Симеон почти не надеялся на то, что его правильно поймут, потому что св. Отец предупреждает: «Не вздумай сказать, что я богохульствую!» (15,147).
Речь идет именно об этом отрывке из 15-го гимна прп. Симеона: (15.220-223) по SC. Самой цитаты нет в Житии, поскольку оба монаха знали творения прп. Симеона почти наизусть. Речь шла об образе, который был им обоим хорошо известен. Поэтому мы добавляем отрывок, переводя текст с древнегреческого по SC. Калька с древнегреческого:
Ибо он соделывается Женихом (нимфиос) – слышишь ли ты это?! – ежедневно,
А невестами [становятся] души всех, с которыми Творец входит в соединение,
А, в свою очередь, и они с Ним соединяются и таким образом происходит Брак (о гамос),
Духовно (пневматикос) богоприличествующим образом (феопрепос) обеспечивающий соитие (симмигнименос) с ними. (15.220-223)
В этой конструкции «симмигнименос» связано с «о гамос», поскольку весьма удалено пространственно от «нимфиос» (которое также могло бы носить управляющую функцию). Такому пониманию следует и французский перевод SC 174, 295.
Понятие «пневматикос» выражает соитие, происходящее на духовном уровне. Эпитет «феопрепос» в стилистическом отношении раскрывает студийскую традицию. TLG фиксирует его у прп. Феодора Студита более 20-ти раз, где он также выражает неизреченное соединение с Богом – «и кинония» (может иметь значение и брачной связи) (Ep., 43, 63: 2714.002). Исток подобного употребления можно обнаружить в запутанной терминологии Corpus Areopagiticum: DN., 8, 215: 2798.004.
В дальнейшем метафора соития души с Женихом получит более подробное толкование в «сотницах» прп. Никиты Стифата именно в русле экзегезы Песни Песней:
...многими слезами и трудами возрастив порыв ко спасению, зачатый во чреве разумения, она рождает его на земле своего сердца, и когда она освободится от болезней адовых, и избавится от стенаний судных, вожделение и радость будущих благ охватывает ее и встречает ее любимая ею чистота с целомудрием, и любовью сочетает ее с Богом. Сочетавшись же с Ним, она ощущает неизреченное удовольствие, когда с удовольствием и сладостью проливает слезы умиления, и становится вне всемирного чувства и как бы находясь в исступлении бросается вслед Жениха и так кричит несказанными гласами: “вслед Тебе в воню мира Твоего теку. Возвести ми, егоже возлюби душа моя, где пасеши? Где почиваеши в полудне чистого созерцания? Да не когда буду яко облагающаяся над стады праведников <Песн. 13, 6> . От Тебя происходят осияния великих таин”. И жених , введя ее в сокровищницу сокровенных Своих таин, делает ее созерцательницей логосов творения с мудростью (2-я сотница, 49).
|