Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. Зограф.
Клевета
В то время в Скиту были некоторые нерадивые братья. Когда они видели божественного Иерофея, то убеждались, что он живет среди них как на необитаемом острове, не вступая ни в какие беседы без благословения духовного отца. Ведь Иерофей внимательно хранил молчание!
Так вот, эти благословенные отцы, не следящие за своим духовным устроением, начали возмущаться. И где?! – Как раз там, где им подобало подражать добродетелям, которые они видели в подвижнике! Но те противники, наоборот, решили подчиниться – я не побоюсь сказать – действию завистливого демона. Враг увидел, что обнаруживаются его злоухищрения во всех искушениях, которые послушник претерпевал ради Бога под руководством духовного отца и старца.
Противник убеждался, что с каждым разом монах еще лучше закаляется, подобно блистающему металлу. Тогда диавол решил поднять на Иерофея немощных отцов и братьев, чтобы испугать его и заставить отложить свое «делание послушания» духовному отцу, оставить свои благие добродетели. Завистники останавливали Иерофея:
– Почему ты ведешь себя таким образом? Почему всегда молчишь, и зачем избегаешь всех отцов скита? Ты что – не видишь в нас людей?! Ты такой – один. Зачем ты вносишь смущение в наше братство? Ведь никто тебе не желает зла… Окажи нам милость и общайся с нами, как делают все остальные монахи скита!
Иерофей был уверен, что это прорастают семена, посеянные в помыслы братьев начальником злобы и убийцей диаволом, тем самым, который посеял вражду уже в Раю, когда посоветовал праотцам преступить Заповедь Бога, а Каина подвиг на братоубийство. Очевидно, и это искушение было – его рук дело.
Поэтому Иерофей совершенно не заботился о своих завистниках, а все свое внимание обратил на следование за желаемым Христом, след в след за духовным отцом Дионисием. Однако клевета и злоречие возрастали все больше и больше, и не только против Иерофея, но и против его духовного отца! Сам Дионисий даже при всех много раз умолял немощных монахов, чтобы они не следовали за клеветниками, враждуя несправедливо и беспричинно:
– Зачем вам смотреть на другого? Посмотрите на себя!
Но те, в свою очередь, отвечали, что хранят благочестие:
– Мы ратуем за дисциплину, чтобы был порядок. Вы не должны избегать нас, нужно соблюдать благочиние, как делают все остальные отцы скита!
Они «бросали слова старца Дионисия за себя» и говорили еще худшее...
Афон. Ксенофонт. |