Афон. Хиландар
Один из двух спутников Иерофея - клеветник
В конце концов из немощных отцов образовалась группа или партия «справедливых». И в этой «партии» по воле судьбы оказался один из тех двух монахов, которые сопровождали Иерофея на Святую Гору! Я о них писал раньше.
Так вот, один из вышеупомянутых братьев жил в том же скиту со своим старцем. В один прекрасный день этот брат приходит к старцу духовнику Иерофея, – Дионисию, чтобы исповедать помыслы или просто, чтобы получить совет. Скорее всего, его подзадорили товарищи, а может быть, даже его старец.
Итак, этот брат захотел обличить Иерофея. Я говорю – обличить, но не осудить! Причем, заметьте, какова была коварная затея злобного диавола! Он воздвиг против Иерофея именно близкого ему брата. Этот немощный брат говорит духовнику:
– Батюшка, я не хочу осудить брата или других. Нет, нет, да не будет! Но я искушаюсь… Скажите, отче, почему вы не разрешаете Иерофею иногда разговаривать со мной, и не только со мной, но и с другими братьями?! А знаете – что? Знаете, что о вас говорят? – За это вас и порицают многие отцы, а иные даже осуждают…
После долгого молчания духовник ответил ему:
– Чадо мое, ты ничего не добьешься. Почему ты жалуешься? – Ты враждуешь на Иерофея, желая, чтобы он оставил молчание и странничество, которое он хранит ради Бога… Так ты враждуешь на него – или ищешь общения с ним?!
– Нет, нет, Батюшка, простите, – тот говорит, – вы меня не так поняли… Я не враждую. Наоборот, я это говорю, потому что его очень люблю, уважаю и даже чувствую к нему благоговение. Я же не желаю ему зла! Наоборот, я получаю большую духовную пользу от общения с ним и поэтому ищу встречи…
Тогда старец духовник говорит ему так:
– Послушай, друже! С одной стороны, судя по твоим словам, сомнительно, чтобы ты получал пользу от наставлений Иерофея. А с другой… Ну, хорошо, давай я ему дам благословение разговаривать с тобой или с кем-либо другим. Да ведь он еще послушник! Разве ты не знаешь, что святые Отцы запрещают учить тем, которые хотят подчиняться по истине, и которые решили быть учениками и пришли учиться? Разве это не известно тебе и другим?
Всему свое время. А Иерофею время учить еще не пришло, потому что он сам учится. Он находится не на месте духовника, а на месте послушника. Когда же придет время, будет Воля Божия, чтобы и он был для других учителем и проводником.
А ты, чадо, если поистине желаешь ему пользы, то учись у него не по словам – а по его делам. Я имею в виду, бери пример с его послушания, молчания, смирения. Посмотри, как он бегает людей и не открывается всем подряд. Скажу больше, ты, детка, следи за собой. Ты сам учись слушаться своего старца не по букве, а по истине, как Иерофей – меня. А более всего, храни свой длинный язык как зеницу ока.
Послушай, язык человека подобен царскому коню. Если набросить на него узду и научить его передвигаться осторожно, не спотыкаясь, тогда и Царь захочет воссесть на него. Так и Царь – Бог хочет упокоиться твоим языком. А что будет, если ты оставляешь коня без узды, позволяешь бежать, куда ему вздумается?
Может быть, то, что я сейчас скажу, покажется тебе дерзким, но я это лишь повторяю за святыми Отцами: если ты оставляешь язык без узды, то на нем будет кататься диавол. Вдумайся, как страшно Христос предостерегает тех, кто празднословит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда…» . Хорошо подумай, что значит «за всякое». А в Премудрости Соломона ты разве не читал: «в многословии не избежишь греха»?
О, оли-моно, горе нам с тобой, чадо! До каких времен мы дожили!
Святые Отцы чего только не придумывали, чтобы избегать безвременного и бесплодного многословия! И мы по ним должны сверять свой путь, не побоюсь сказать, как корабль по маяку. Святой авва Агафон на три года положил себе в рот камень. Зачем? – Чтобы воспитать свой бессловесный язык и научить его молчанию. Авва Сисой тридцать лет без перерыва говорил молитву: «Господи Иисусе Христе, покрой меня от претыканий языка моего»!
А что же у нас?! – Мы в наше время, как я совершенно ясно вижу, делаем все наоборот… Смотри, мы враждуем, осуждаем, клевещем… И на кого? – На своих же братьев, которые жительствуют по Бозе настолько, насколько каждому дано понять эту Новую жизнь. Мы ябедничаем на тех, кто по истине подвизается, ради спасения своей души…
О чадо! Горе нам!
…
Слыша эти слова старца Дионисия, немощный брат устыдился. Что ему было сказать? Он только ответил:
– Простите меня. Благодарю вас, я получил большую пользу…
Действительно, он получил пользу, а также прощение и благословение старца Дионисия, и вернулся к своему старцу. Как потом стало известно, этот брат начал подвизаться по силе ради спасения души и сподобился помощи от Бога.
|
Афон. Костамонит
Примечания:
А в Премудрости Соломона ты разве не читал: «в многословии не избежишь греха»?
Прем 10:12
Вдумайся, как страшно Христос предостерегает тех, кто празднословит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда…» .
Мф 12:36
Афон. Лавра. |