Старые фото Афона
Представляем фотографии известного греческого фотографа Костаса Балафаса. После войны, когда он начал делать фотоколлекцию, он имел Rolleiflex и Nikomat. На вопрос, почему он так привязан к Афону, он ответил словами Спираса Меласа:
«Разве может Господь имень в Раю нечто большее, чем теперь уже есть на Святой Горе?!»
Я хочу обратить ваше внимание на особенность его работ. Отмечу именно его проникновенные вневременные портреты, с особым открытым состоянием, в котором я читаю одобрение его дела, его работы, его мотивации. Акт съемки Костаса Балафаса сам становится практикой, усилием понимания и сопереживания.
Он как бы говорит о тщете славы художника. Не навязывая смысл, портреты монахов и др. скорее указывают на грезы нашего повседневного сознания. А монахи, поддерживая и одобряя его, кажется поддерживают и нас. Всматривающихся. И мы понимаем, что к нам, случись такая встреча, вряд ли были бы обращены лица с такой теплотой и естественностью.
Как сильно его присутствие в портретах, которые словно сцена из кино, где мы видим лишь одного говорящего. Другой же легко угадывается по тому, как реагирует на него видимый нами.
В жанре же фотографа нет. Его присутствия не вижу ни в позах, ни в состояниях, ни в мелких деталях скованности, которую обычно оставляет на теле человека объектив. Как не присутствует он и в пейзажах. Но метафизический аскетизм их задерживает на время более длительное, чем обычно уходит на его созерцание.
Фотография самого Костаса Балафаса
Афон
|