Иером. Симон (Безкровный). О счастье праведной жизни
Вышла новая книга о молитве: «О счастье праведной жизни». Автор, афонский старец иером. Симон (Безкровный) в этой книге обьясняет секреты Иисусовой молитвы с дыханием.
+
Скачать текст книги можно здесь: http://www.isihazm.ru/?id=1
Отрывок из книги:
...При монашеском постриге, когда на- стоятель срезает крестообразно прядь волос с главы постригаемого в монаше- ство, он заповедывает ему оставить все его помыслы, как и состригаемые власы. Если бы это было невозможно, то как бы такая заповедь была вклю- чена в монашеское духовное правило? Поэтому следует хранить чистоту сердца и блюсти отсутствие в нем по- мыслов, дабы сердце утвердилось в Божественной благодати. Когда ум по- рождает помыслы, то порождается и дыхание. Когда ум прекращает свою деятельность, то и дыхание перестает действовать. Если ты стремишься до- стичь благодати и спасения, то мо- литва и дыхание должны стать нераз- рывными и слиться друг с другом.
Если сердце и ум не затронуты гре- ховными мыслями и они отсутству-
ют, то возникновение помыслов пре- кращается и дыхание замирает, тогда ум соединится с сердцем и благодать сердечная будет пребывать в тебе по- стоянно. Через сосредоточенный ум надлежит управлять дыханием, а ров- ное и тихое дыхание помогает обуз- дывать ум в покаянной молитве. Дви- жения в дыхательной практике мед- ленные и плавные. Они должны совер- шаться без каких-либо физических усилий. Дыхание должно оставаться ровным, покаяние – постоянным. Та- кое молитвенное дыхание есть сред- ство обретения мира душевного и без- смертия.
Овладение ровным дыханием с вни- мательной молитвой есть ключ к овла- дению умом, с его безчисленными по- мышлениями. Молитва с дыханием способствует накоплению и сохране- нию в сердце и в теле энергии благо- дати. Молитвенные дыхательные заня- тия – это мощное средство, обладающее
способностью содействовать достиже- нию проникновенной молитвы и глубо- кого созерцания. Наличие благодати, ясность ума и сердечная мирность яв- ляются верными признаками правиль- ности нашей духовной практики.
Вдох и выдох с молитвой должны быть глубокими, медленными и мяг- кими. Практикуя путь контроля ума и дыхания, внимание следует направ- лять в сердце. Душа должна мирно пребывать в теле. Для того, чтобы мо- литвенное дыхание было глубоким и ровным, не нужны никакие особые физические усилия. Это художествен- ное делание требует очень развитого внутреннего чутья и благодатной ин- туиции, как хорошему музыканту – аб- солютный слух. Пока не обуздаешь мысль и не войдешь во внутреннее безмолвие, не жди успеха. До этой поры духовная жизнь еще не утверди- лась в сердце как следует – то ты по- беждаешь, то тебя побеждают. А для
такого пожизненного сражения требу- ются все наши силы и все отпущенное нам время нашей краткой жизни!
– Помолитесь, владыка, обо мне, грешном, чтобы мое послушание воз- растало! – сказал я с большим вооду- шевлением.
– Я-то помолюсь о тебе, отец иероди- акон, но и ты старайся глубже проник- нуть в святую тайну послушания, кото- рое без потов и многих трудов приводит к двери Небесной, ибо Христос сказал: «Я есмь дверь» (Ин. 10: 9)» – внуши- тельно ответил старец. – Желающих следовать путем послушания опытному духовнику всегда можно найти, если поискать, и даже предостаточно, одного им не достает: решительного намере- ния отречься от самого себя. Это для многих, к глубокому сожалению, почти невозможно совершить.
– Как же так? – мое недоумение по- будило старца строго растолковать мне суть послушания.
– Да все из-за того, что многие уже заранее наметили себе условия послу- шания и поставили перед собой лич- ные цели в том, как им нужно спа- саться, а старец же обязан соблюдать их неисполнимые условия. Такому не бывать, дорогой мой отче Варфол- омее: или нужно отдать свою волю старцу, или старец останется для таких душ только придуманной ими мечтой! Вследствие таких глубоко скрытых причин полное отречение от эгоизма становится для большинства желаю- щих стать послушниками чрезвычайно нелегким делом. Всякое преодоление греха у монаха каждый раз соверша- ется на грани жизни и смерти, осо- бенно же этот риск возрастает на пути молитвы...
Следует сделать так, чтобы в само- отверженном послушании само сердце и душа жили и дышали наставлени- ями духовного отца, укрепляясь пока-
янной молитвой, при этом совершенно отрекшись от собственной воли и оста- вив всякую мысленную суету: это и есть подлинное счастье в благодати, потому что только такое послушное сердце начинает действительно жить в Боге и любить людей по настоящему. Стяжать благодать можно лишь тогда, когда мы откажемся от чувства соб- ственного эгоизма. Только этим реши- тельным действием достигается отре- шенность, а через нее – святое безстра- стие, которое приводит к нескончаемой любви Христовой. Путь согласия мо- литвы и дыхания избавляет от грехов- ных мыслей, приносит сердцу успоко- ение, а радость и веселье Святого Духа наполняет все тело и душу. Важней- шим из всех способов обуздания ума является такое благодатное дыхание. Тщательное следование этому и есть истинный путь благодати, путь исихии или безмолвия. – закончил свои по- учения старец.
Но что-то все еще затрудняло мое понимание, как будто в душе оставал- ся нерешенный вопрос, не дающий мне прояснить до конца мои недо- умения:
– Если я не утомил вас, владыка, благословите спросить то, в чем мне до сих пор никак не удалось разобраться?
– Говори, не смущайся! – ободрил меня наставник.
– Теоретически мне понятно, каким образом стяжается благодать в без- молвном уединении, а как ее обрести в обычной повседневной жизни?
– Ты помнишь, как сказал Господь в притче о неверном управителе? «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в веч- ные обители» (Лк. 16: 9). Будь внима- телен в своих повседневных занятиях, чтобы не упустить возможность стя- жать в них благодать. Даже малое и незаметное дело приносит душе благо-
дать сторицей, если сдалано тщатель- но, со вниманием и по-доброму. Ведь обильная милость Божия не замедлит прийти в то сердце, которое не рассеи- вается среди множества жизненных мелочей, трудясь среди них с молитвой и полной самоотдачей, посвящая каж- дое дело рук своих и всякое свое дыха- ние человеколюбивому Богу...
Теперь как будто пелена спала с моих глаз, и я ценил его больше своей жизни.
Мои встречи с удивительным стар- цем продолжались, принося в душу покой и умиротворение. Благодаря ов- ладению той небольшой молитвенной практикой с дыханием, которую мне благословил наставник, мое самочув- ствие значительно улучшилось и вну- три я начал ощущать некоторый день за днем радующий меня подъем ду- ха. Епископ, тем не менее, зорко
поглядывал на меня, улавливая ма- лейшие изменения моей души.
– Не умничай! Не горячись! Не глупи! Не спеши! Будь осторожен! Под- ружись с рассуждением! – это лишь малая толика из его постоянных заме- чаний. Я по прежнему был полон не- доумений и иной раз мне казалось, что они не уменьшились, а только воз- росли. Опасаясь докучать старцу рас- спросами, иногда не находил себе ме- ста, пытаясь разобраться со своим вну- тренним мироощущением, чтобы раз и навсегда определить свой жизнен- ный путь.
В один из моих зимних приездов я обнаружил, что старец совсем не топит печь. В комнатке было холодно, на по- доконнике намёрз валик льда. Мой на- ставник был одет в длинную рубаху навыпуск, в потертые, висящие меш- ком брюки и на ногах – всегдашние разбитые ботинки на босую ногу. Од- нако, он, похоже, не обращал никакого
внимания на присутствующий в ка- морке резкий холод. Мое недоумение заставило его слегка усмехнуться:
– После лагерей, друг мой, если только человек останется жив, он уже не может остаться прежним. Тебе этого не понять...
Отеческая улыбка этого скромного и милого человека, столь непохожего на других епископов, вызывающих во мне робость и почтительное отстра- нение, придавала мне решимости и смелости:
– Владыка, благословите! Мне тоже нужно учиться переносить холод, как и вы?
– Лучше учись терпеливо переносить скорби, это более полезно для души, – заметил старец. – А на все остальное – как будет воля Божия... Ты, вроде бы, хотел спросить меня о чем-то другом?
– Да, владыка, когда я стараюсь со- блюдать свой молитвенный распоря- док, меня безпокоит вопрос: какова же
конечная цель моих практических за- нятий с молитвой и дыханием?
Старец неспешно прошествовал к наружной двери, которую я позабыл прикрыть плотнее, и в щель под нею забивала снежная поземка, крепко за- хлопнул ее, подкинул дров в крохот- ную печурку и, не спеша разведя в ней огонь, уселся на свой низкий пень на- против меня.
|