Египетский Патерик. «О ТОМЪ, КАКЪ ДОСТИГАТЬ СОВЕРШЕНСТВА»
(Публикуется впервые по рукописи, находящейся на Афоне)
Вероятно этот отрывок может дублироваться - частично или полностью - в Древнем Патерике. Мы публикуем этот отрывок, надеясь, что он наведет читателей на размышления. Это начало очень тяжелой и сложной темы. Это не ответ, а вопрос... Кратко контекст:
Авва Памво послал ученика своего в город Александрию продать рукоделие. В результате написана целая глава патерика. Глава «О ТОМЪ, КАКЪ ДОСТИГАТЬ СОВЕРШЕНСТВА»:- Афон
Авва Памво послалъ ученика своего въ городъ Александрію продать
рукодѣліе. Во время шестнадцатидневнаго пребыванія въ городѣ, какъ
самъ говорилъ намъ сей ученикъ, рукодѣліе продалъ онъ въ нарѳикѣ
церковномъ, въ храмѣ святаго Марка, видѣлъ послѣдованіе службъ пра-
вославной церкви и заучилъ тропари. Когда онъ возвратился, старецъ
спросилъ его: вижу, сынъ мой, что ты смущенъ.
Не случилось ли съ тобою какого искушенія въ городѣ?
Братъ отвѣтилъ: поистинѣ, авва, въ
нерадѣніи иждиваемъ мы дни свои въ пустынѣ сей, ибо не поемъ ни
каноновъ, ни тропарей. Когда былъ я въ Александріи, видѣлъ тамъ, какъ
поютъ чины церковные, и сталъ сильно скорбѣть, почему и мы не поемъ
каноновъ и тропарей?
Старецъ сказалъ ему: увы намъ, сынъ мой, что
приблизились дни, въ кои монахи оставятъ твердую пищу, изреченную
Духомъ Святымъ, и изберутъ себѣ послѣдованія съ пѣсньми и по гла-
самъ. Какое сокрушеніе, какія слезы родятся отъ тропарей? Какое со-
крушеніе монаху, когда онъ стоитъ въ церкви или въ келліи и возвыша-
етъ гласъ свой, какъ волъ? Ибо когда мы предстоимъ Богу, то должны
стоять съ великимъ сокрушеніемъ, а не съ мечтаніемъ и разсѣяніемъ.
Монахи вышли въ пустыню сію не для того, чтобъ, предстоя Богу, ве-
личаться гласами, пѣть въ тактъ пѣсни и сочетать напѣвы, махать ру-
ками и шаркать ногами... Мы должны въ великомъ страхѣ и трепетѣ, со
слезами и воздыханіями, благоговѣйнымъ, благосокрушеннымъ и ти-
хосмиреннымъ гласомъ приносить молитвы Богу. Увѣряю тебя, сынъ
мой, что придутъ дни, когда христіане попортятъ книги святыхъ Апо-
столовъ и богодохновенныхъ пророковъ, изгладятъ священныя писа-
нія и напишутъ тропари, и по подражанію эллинскому изольется умъ
ихъ въ тропаряхъ и рѣчахъ эллинскихъ.Потому-то отцы наши прика-
зали, чтобъ каллиграфы, находящіеся въ пустынѣ сей, не писали жи-
тій и словъ отеческихъ на пергаментѣ, но на бумагѣ, ибо грядущій родъ
вычиститъ настоящія житія святыхъ отцевъ и напишетъ ихъ по своей
волѣ.
Тогда братъ спросилъ его: итакъ, что же? Неужели такъ измѣнятся
нравы и преданія христіанъ и не будетъ іереевъ въ церкви? Старецъ
отвѣтилъ: въ тѣ времена изсякнетъ любы многихъ и будетъ скорбь не-
малая: набѣги языковъ, движенія народовъ, непостоянство въ царяхъ,
безчиніе во властяхъ, роскошь въ іереяхъ, нераденіе въ монахахъ; игу-
мены будутъ небрежны о спасеніи своемъ и своего стада; всѣ будутъ
поспѣшны на трапезы и лѣнивы на молитвы, скоры на клеветы и иску-
сны осуждать; тогда не будутъ ни подражать житіямъ и словамъ стар-
цевъ, ни даже слушать о нихъ, пустословя, что, если бъ они были во дни
ихъ, подвизались бы и они подобно имъ.
Епископы въ тѣ времена бу-
дутъ стыдиться лица сильныхъ, судить на дарахъ, не будутъ защищать
бѣдныхъ на судѣ, будутъ обижать вдовъ и утѣснять сиротъ, а въ народъ
войдутъ невѣріе, развратъ, ненависть, вражда, зависть, тяжбы, воров-
ство, неистовство, пьянство, блудъ, прелюбодѣяніе, убійство, хищеніе.
Братъ сказалъ: итакъ, что же должно будетъ дѣлать въ тѣ времена и го-
ды? Старецъ отвѣтилъ: во дни тѣ спасетъ свою душу спасаяйся и велій
наречется въ царствіи небесномъ....
Далее эта же тема там дальше продолжается, и брат спрашивает:
«Скажи, отче, а как же находиться в келии своей, когда ни тропарей – ни канонов и гласов нет?» – «Призови помощь Божию и проводи день и ночь, отсекая дурные помыслы. Это самое лучшее делание, которое есть». |