Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь
(Фото из личного собрания. Публикуется впервые)
Царский архондарик монастыря
Уникальная фотография, единственная в своем роде. Царский архондарик монастыря. Он сгорел, по одной версии, при пожаре, а по другой версии, при ограблении и поджоге, в монастырь был сожжён и в 1968 году. Историческую правду установить пока не представляется возможным. Ни одной фотографии не уцелело, кроме предлагаемой вашему вниманию выше.
История
Первоначальное русское монашеское поселение на Афоне существовало уже в XI веке и было признано в качестве отдельного монастыря в 1169 году (обитель Фессалоникийца).
Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов были греками и сербами.
В конце XV—XVI в монастыре жили преимущественно сербы, что засвидетельствовано документами переписки администрации обители с московскими властями того времени.
В XVIII веке монастырь достиг такого бедственного состояния, что в 1726 году в нём, по свидетельству Василия Григоровича-Барского («первое посещение Афонской Горы»), осталось лишь двое русских и двое болгарских монахов при игумене-болгарине. В 1735 году монастырь был объявлен греческим.
Монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и во второй половине XIX века весьма разросся и расстроился...
(Фото из личного собрания. Публикуется впервые)
Около 1770 года греческие иноки Пантелеимонова монастыря переселились в принадлежавшую монастырю прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, где в начале XIX века году монастырь был заново отстроен господарём Валахии Скарлатом Каллимахи; а Старый Россик остался действовать как скит.
После восстановления нормального течения жизни на Афоне (с прекращением турецкой военной оккупации) в 1830 году, после Адрианопольского мира, монастырь не получил своих прежних имений назад, так как они отошли другим монастырям за долги; Протат даже хотел исключить обитель из списка монастырей, но такое решение было отклонено Вселенским Патриархом Константином I.
Русское присутствие в монастыре стало возрождаться с прибытием в него в 1830-х иеромонаха Аникиты (князь С. Ширинский-Шихматов) и иеромонаха Иеронима (купеческий сын Иван Соломенцов; † 1885). Игуменом с 1821 года был грек Герасим, благоволивший русскому присутствию.
(Фото из личного собрания. Публикуется впервые)
Монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и во второй половине XIX века весьма разросся и расстроился. Первым русским игуменом стал в 1875 году архимандрит Макарий (Сушкин). Значительный рост количества насельников из России вызывал трения и конфликты; русские насельники желали официального признания российской юрисдикции за монастырём, а также иными русскими поселениями на Афоне. В начале XX века российский Святейший Синод и правительство рассматривали и сам монастырь, и всех русских насельников на Афоне как находящихся также и в их юрисдикции (наряду с оттоманским подданством)[1], каковая практика была прямо запрещена Уставом Святой Горы, принятым в 1924 году. Хотя после второй мировой войны Московский Патриархат (РПЦ) и власти СССР числили Пантелеимонов монастырь среди обителей РПЦ, к тому не было никаких церковно- или гражданско-правовых оснований. В конце 1980-х насельникам монастыря Вселенской Патриархией было прямо указано на недопустимость возношения имени Московского Патриарха на общественном богослужении.
К концу XIX века стал самым большим монастырём на Святой Горе по площади и численности братии. К 1903 году там насчитывалось 1.446 монахов, а к 1913 — более 2000. Россикон многократно страдал от пожаров, наиболее известные случаи: в 1307, когда монастырь был сожжён каталонскими пиратами, и в 1968 году.
Кем был подожжен монастырь , и в 1968 году история умалчивает... Может быть, каталонскими пиратами?
(Фото из личного собрания. Публикуется впервые)
|