 |
Рождество
Прот. Всеволод Шпиллер
Это одна из лучших современных гомилий о Рождестве.
Расшифровано с аудиозаписи 7 янв 1954 год - исихазм.ру
Публикуется впервые
Часть 3
Проблема взаимоотношений Церкви и мира
Рождающийся в Вифлееме Младенец в одном лице соединяет две природы: Бога и человека. Это определяет христианство как религию Богочеловечества и Церковь, основанную Богочеловеком Господом Иисусом Христом, как Богочеловеческий организм.
В Церкви действует Божественная благодать и человеческая свобода. Церковь существует в исторических условиях, хотя и как духовное Тело Христово.
Это и ставит перед церковным сознанием проблему взаимоотношений Церкви и мира, религии и жизни. Решение этого вопроса определяется учением о Богочеловеке, о человеке и об образе Божием в человеке. Православие твердо верует в богоподобие человека при всей несоизмеримости Творца и творения. На высочайших вершинах православно-христианского сознания открывается, что человек, даже в падении своем, не утратил в себе образа Бо-жия. Православное учение о Рождестве Богочеловека возвышает человека, утверждает его высокое достоинство, возносит на необыкновенную высоту, велит его любить и уважать.
На Западе католическое и протестантское учения о человеке принципиально иные. Они принижают человека. И это начинается там с блаженного Августина, который рассматривал различия между Творцом и творением по принципу неизменяемости (Творца) и изменяемости (творения), считая, что человек, как существо изменяющееся, может изменяться только к худшему, почему и произошло грехопадение. Но еще более унижает человека Фома Аквинат и вышедший из него томизм. Согласно с этим католическим учением, человек в сущности сотворен животным, то есть существом только природным.
То, что в нем добро зело, не присуще его природе: это чрезвычайный благодатный дар (donum superadditum), извне сообщенный, как бы приставленный к человеческой природе при сотворении и отнятый после грехопадения. Утратив его, человек остался самим собой, и если он оказался страстным, злым, порочным, то все это, по католическому учению, вполне соответствует природе человека.
В протестантском учении человек оказывается падшим существом, в котором грехопадение совершенно извратило и уничтожило первозданную природу. Разум помрачен, свобода отнята, жизнь поставлена в безусловную и исключительную зависимость от благодати. Это учение тоже унижает человека. Вот почему господствующие формы религиозного сознания западного христианства всегда благоприятствовали разного рода насилиям и принуждениям в практических отношениях Церкви и мира, религии и жизни. Злого человека по природе своей и невозможно привлечь в Царство Божие или обратить к добру иначе как силой, как принуждением.
Этим игнорируется, что Бог ждет свободного ответа от человека на Свой призыв, ждет ответной любви на Свою любовь. Не с этим ли связана трагедия и позор инквизиции, всяческих крестовых походов, даже многих, столь недостойных христианства, форм так называемого миссионерства? Слишком часто отношения Церкви и мира оказывались исполненными гордости и горделивой властности.
Верно то, что слишком часто христиане в отношении своем к нехристианам чувствовали себя как богатые буржуа, якобы владеющие большими имениями в духовной жизни, которые "возвышают" их над остальным миром. Как далеко отстоит все это от дивных знамений Вифлеемской пещеры (Лк 2:12)!
Всемогущий — в образе беззащитного Младенца в яслях холодного сарая. Творец мира — в лице Дитяти — в зимнюю стужу без крова над Собой, в крайнем уничижении. Вот оно, самосвидетельство Высшего и безусловного Добра, пришедшего "победить мир" Самим Собой, а не силами этого мира. Не в напыщенности и не в горделивом надмении, а в глубочайшем смирении, нищете и сокровенности рождается Великое.
Об этом так важно напомнить христианам в наши дни, когда христианский мир наполняется зловещей суетой вооружений и перевооружений, когда в нем иссякает стремление самоотверженно служить благу ближних по примеру Родшегося в Вифлееме Господа. Не забывает ли христианство, что именно в этом примере содержится залог должного, нормального церковного развития?
А вот другое знамение. Из людей при святейшем сокровеннейшем таинстве Рождества Христова присутствуют только двое: Сама Таинница Пренепорочная Мать-Дева и праведный старец Обручник, олицетворяя в этом предстательстве весь человеческий род. Это знамение свидетельствует о той же, спасительной для всех людей, силе Вочеловечения: о существенном единстве естества человека и всего человеческого рода.
Потому-то Пресвятая Дева Мария, Святая Святых человеческого рода, и могла в Своей чистоте и праведности предстательствовать за чистоту, за праведность, за все то добро, которое присуще естеству человека, то есть всему человеческому роду, а Иосиф Обручник — за всю ту верность этому добру, которое сохранялось в благочестии Ветхого Завета.
Пусть же приблизится к Вифлеемской пещере и ко всем ее священным знамениям весь христианский мир, идя к ней не по земным дорогам, а по свету звезды, велением Божиим ставшей вверху, идеже бе Отроча. Дабы все могли приобщиться великой радости Рождества Христова и вместе с ангелами в небесах воспевать и возносить славу в вышних Богу из глубины сердец, исполненных истинным о Господе Иисусе благоволением.
|