Схииеродиакон Сисой (Савченко). О пользе внимания
О необходимости внимания говорит нам, во-первых, Слово Божие: «Вонме, Израилю! Внимай, Израиль!»; «внимайте себе, упразднитеся и разумейте»; «духом и истиною достоит кланятися Богу». Так же и Св. Церковь весьма часто напоминает нам во время богослужения словом «вонмем» о необходимости слушать внимательно, возбуждая нас ко вниманию или поставляя на вид необходимость внимания... Внимание, ищущее молитву, непременно ее найдет. Внимание необходимо для молитвы, как елей для лампадного света. Причиной радости и тишины сердечной есть крайнее внимание. Многие из любомудрых основанием мудрости полагали «внимание себе», посредством которого раскрывали глубокие истины и услаждались в своем безмолвии сладостью внимания. Сам опыт доказывает нам, что те действия, которые произведены со вниманием, венчаются благим успехом. И, напротив, невнимательные и дела, развлекающие нас, неизбежно влекут за собой раскаяние. Если это так в нравственном отношении — тем более это так в религиозном, в упражнении молитвенном!.. Способы ко вниманию Каким образом развить в себе способность внимания и, обучившись ему, ощутить сладостный вкус его, утверждаясь постоянно в нем? Святые отцы предлагают различные способы или средства, ибо вообще всякая цель достигается посредством путеводствующих к ней средств. Приведем свидетельства отцов, помещенные в «Филакалии» или книге «Добротолюбие». Из того, что в нем нам показано, явствует, что желающий приобрести внимание должен, воздерживаясь, иметь незлобивую жизнь. Сколько возможно, уединяясь, избегать общения с людьми. Должен творить Иисусову молитву беспрерывно. Творить ее при всех занятиях и случаях устами и умом. Неспешно и не помногу вдруг, а с некоторой расстановкой, давая пищу вниманию. Должен углубить ум в молитвенные глаголы таким образом, как бывает при внимательном слушании лекции. Должен со всей силой отгонять помыслы и всемерно внимать Иисусу, Которого призывает, Которого просит. Иногда, сотворив одну молитву, побезмолвствовать немного, стоя в безвидении на страже ума, как бы ожидая ответа Божия, останавливая воображение и память и стараясь сохранять это состояние и в случае развлечения. Ко всему этому следует добавить твердую решимость. Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве». Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2015.
|