 |
Основатель румынского скита на Афоне преподобный иеросхимонах Иустин Влах  Наместник Лавры позвал отца Иустина помолиться. Преподобный Иустин освятив воду, окропил ею угодья и по его молитвам вся саранча убежала. Увидев это чудо, лаврские отцы сказали: ‒ Воистину отец Иустин Влах является святым человеком! Уроженец Молдовы, преподобный Иустин Пустынник (1770-1845) был пострижен в монашество великим старцем прп. Паисием Величковским в Нямецком монастыре. Будучи его учеником, он перенял от старца любовь к исихии, аскетизму и непрестанному умному молитвенному деланию. Уже после смерти старца, приблизительно в 1800 году, он стал духовником и начал окормлять множество душ, направляя их на путь спасения. Памятуя рассказы своего наставника прп. Паисия о пребывании на Святой Горе, в 1810 году он вместе со своими учениками Патапием и Григорием решает тоже уйти на Афонскую Гору, желая провести остаток своей жизни в Саду Богоматери. Там они купили при монастыре Великая Лавра келлию - Вигла Ианикополи, имевшую и маленькую церковь (параклис) в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи XVII века. Еще с 1750 года рядом с этим храмом подвизались несколько молдавских монахов под руководством иеросхимонаха Макария. Келлия эта расположена в четырех километрах от Великой Лавры, на восточной оконечности Святой Горы. Неподалёку от нее расположен Живоносный источник Божией Матери, связанный с явлением прп. Афанасию Афонскому Богородицы. Также недалеко от нее находятся пещеры преподобных Петра и Афанасия Афонских, куда любил прп. Иустин удаляться для уединенных молитвенных подвигов. Постепенно духовник Иустин построил рядом с церковью 50 келлий для братии, архондарик, кухню, трапезную, больницу и келью для игумена. Услышав об этом, молдавские и румынские монахи, подвизающиеся в разных святогорских монастырях и келлиях, пришли к преподобному и вступили в число его братии. Таким образом, в скиту преподобного Иустина собралось около тридцати насельников. Спустя несколько лет Великая Лавра признала за ними право называться Румынским скитом Предтечи или Продром (румынское слово prodrom происходит от латинского prodromus — предвестник, предтеча). В выданном впоследствии Лаврой документе, состоявшем из 13 статей, было записано, что отныне келлия будет признаваться «для благочестивого племени молдаван для создания общежительного скита». Согласно документу Продром получил статус общежительного скита, возглавляемого дикеем (δικαιος), имел свою печать и подчинялся Великой Лавре. Так зародился первый румынский скит на Афоне. Монахи скита имели великую нужду в воде, как для личного пользования, так и для сада. Попросив в Великой Лавре позволение провести воду от источника Кир Исаии к скиту, они не получили на это благословение. Но Бог, увидев терпение смеренных монахов, послал облако саранчи на сельскохозяйственные культуры в угодьях Лавры. Зря молились лаврские монахи и окропляли сады освящённой водой - саранча уничтожала всё на своём пути. Тогда один из них сказал: ‒ Отцы, то что мы видим– это гнев Божий, наказывающий нас за то, что не даём воды отцу Иустину-духовнику, который является и нашим духовником и который имеет великую нужду в воде в своём скиту. Услышав эти слова, наместник Лавры позвал отца Иустина помолиться. Преподобный Иустин, освятив воду, окропил ею угодья, и по его молитвам вся саранча сбежала. Увидев это чудо, лаврские отцы сказали: ‒ Воистину отец Иустин Влах является святым человеком! С того дня отцы румынского скита получили разрешение провести воду в скит от источника, называвшегося Кир Исаия. В 1821 году, во время греческого восстания, Афон был оккупирован турецкими войскамит, которые свирепствовали и грабили святогорские обители. Ворвались они и в Продром. В соборе мусульмане увидели образ Иоанна Предтечи, сурово взиравшего на них. Вместо покаяния они начали палить по иконе из ружей, но пули, не причиняя иконе вреда, отлетали в стороны и поражали стрелявших. Те в ужасе бежали. После 1820 года преподобный игумен Иустин, видя ужасные разрушения, причиненные войной между греками и турrами, удалился в затвор в пещеру, оставив на посту игуменом вместо себя иеромонаха Патапия. Там, в уединении, иеросхимонах Иустин подвизался более двадцати лет строгим подвигом, в посте, в бодрствовании и в непрестанной Иисусовой молитве, по образу древних преподобных. Многие греческие и румынские монахи, видя святость его жизни, избрали его своим духовником. Так подвизался преподобный Иустин до 1845 года. Потом, отдав своим ученикам последнее духовное лобзание, мирно отошёл ко Господу в возрасте 75 лет. Использованы материалы из книги: Архинандрит Иоанникий Бэлан. Румынский Патерик. Монастырь Сихэстрия. С. 363-364 Перевел с румынского специально для портала "Русский Афон" Денис Кирьяк Источник: http://afonit.info/svyataya-gora/svyatye-afona/osnovatel-rumynskogo-skita-na-afone-prepodobnyj-ieroskhimonakh-iustin-valakh |