Старец Ефрем Катунакский. Когда Бог хочет помочь душе, которая мучается, Он не освобождает её от скорбей, но дарует терпение
Старец Ефрем Катунакский - один из легендарных старцев Афона. Публикуем новые воспоминания о нем, собранные отцами симонопетритами со всей Афонской Горы в книге "Новый Афонский Герондикон" - Афон
Старец Ефрем Катунакский ещё в миру отличался необыкновенной чистотой. Он не знал, что такое плотской грех и как он осуществляется. Девушки в миру дразнили его «бесполым».
В юности отец Ефрем очень любил свою мать. Когда он сказал своему отцу, что хочет стать монахом, тот его проклял. «Да будут с тобой проклятия трёхсот восемнадцати богоносных отцов Первого Вселенского Собора!»—заявил ему отец. Через много лет отец сам приехал на Святую Афонскую Гору Афон, стал монахом в братстве старца Ефрема, и отец Ефрем упокоил его старость.
Когда отец Ефрем был послушником, старец послал его отнести в монастырь святого Павла рукоделие. По дороге он творил молитву Иисусову и чувствовал очень хорошее духовное состояние, которое становилось всё сильнее и сильнее. По пути до монастыря отец Ефрем совершил 30 трёхсотниц. Однако в монастыре он увидел одну неприятную сцену и внутренне осудил одного монаха. На этом-то он и споткнулся!
Благодать начала очень быстро исчезать, и на обратной дороге он творил молитву Иисусову с огромным трудом. Он едва смог совершить четыре чётки-трёхсотницы. «Я тогда был молодым,—рассказывал старец,—и не знал, как противостоять помыслам. Представьте себе, в каком состоянии я шёл туда, а в каком—обратно».
Когда старец отца Ефрема решил рукоположить его в иеро монахи, они направились в Дафни для того, чтобы выехать в мир на хиротонию. Подходя к Дафни, они увидели, что корабль на полных парах пытается отойти от причала, но не может сдвинуться с места. Отец Ефрем начал молиться, чтобы они не успели и хиротония отменилась, потому что по смирению не хотел принимать сан. Однако, как только они добежали до корабля и поднялись на борт, корабль тотчас тронулся с места, словно поджидал именно их.
Старец Ефрем видел, насколько духовную жизнь ведёт тот или иной священник. Видя священника через открытые диаконские двери, старец понимал, сколько у него благодати.
Отец Ефрем 42 года прожил в послушании у очень жёсткого и строгого старца—отца Никифора. Благодать он приял через послушание. Отец Ефрем много раз собирался уйти, так как за все эти годы не слышал от старца ни одного монашеского слова, но терпел и не уходил. В конце жизни он говорил: «Если бы я тогда ушёл, то не спасся бы».
В те годы на Святой Горе Афон жил один монах по имени Максим, который обладал даром необыкновенно умилительного пения. Он пел настолько сладко, что отцы плакали, а Пресвятая Богородица, если можно так выразиться, воздавала ему—и во время его пения раскачивались лампады. Например, многие видели это в Великой Лавре на празднике в честь иконы Пресвятой Богородицы «Экономисса». Об отце Максиме по Афону пошёл слух как о святом монахе, и отец Ефрем захотел с ним встретиться. Он отправился с Катунак в Великую Лавру и по пути начал беседовать с собой так:
- Послушай, разве старец Иосиф недосказал тебе что-то, и поэтому ты должен идти и спрашивать у другого старца? - Конечно, нет. Старец Иосиф не оставил никаких пустот. - Тогда зачем ты идёшь к отцу Максиму? Чтобы сравнивать его со своим старцем? Отец Ефрем тут же повернулся и пошёл обратно на Катунаки в свою келию и потом говорил: «Оказывайте послушание и спрашивайте того старца, к которому вас привёл Бог. Не ищите никого другого».
Старец Ефрем был очень большим понудителем себя в духовной жизни. На внутренней стороне двери своей келий, он написал: «Неподкупный Судия». Каждый вечер он садился на скамеечку перед этой надписью и от получаса до 45 минут и судил свои деяния, полагая намерение не впадать снова в те же самые прегрешения. Старец отличался акривией по отношению к себе.
Благословения (вещи и продукты, которые ему приносили) он «переводил» в деньги и «расплачивался» за эти приношения молитвой по чёткам за благодетелей. Он определил такую «духовную цену»: одна чётка-трёхсотница «стоит» 25 драхм*. Если, например, что-то стоило 250 драхм, то старец совершал за дарителей 10 чёток-трёхсотниц и поминал их на Божественных Литургиях, которые совершал каждый день.
Иеромонах Дионисий из Малого скита святой Анны рассказывал, что отец Ефрем очень редко выезжал в мир. После каждого выезда он только через три или четыре месяца вновь приходил в то состояние, в котором находился до поездки. Однажды, вернувшись из мира, отец Ефрем был настолько огорчён потерей своего прежнего состояния, что попросил отца Дионисия дать ему на время частицу мощей святителя Нектария Эгинского и усердно молил святителя помочь ему вернуться в прежнее устроение.
Старец Ефрем Катунакский однажды отправился в келию отца Герасима Песнописца. Отцы келий вдруг увидели, как старец внезапно свернул с тропинки и направился к церковке святых Дионисия и Митрофана". Поднявшись в келию старца Герасима, отец Ефрем со слезами рассказал им: «Идя к вам, я внезапно почувствовал неизреченное благоухание, которое исходило из пещеры и из церкви святых Дионисия и Митрофана, поэтому я вернулся, чтобы зайти в эту пещеру и поклониться святым».
Поучения о.Ефрема:
«Когда Бог хочет помочь душе, которая мучается, Он не освобождает её от скорбей, но дарует терпение». «Ты видел монаха, который не говорит: „Прости и благослови"?—Не жди, что он преуспеет». «Знаешь, какой силой обладает „прости и благослови"? Эти два слова сокрушают рога диавола». «Хочешь слёз? Ты обретешь их через послушание, а не через молитву». «Отец мой, мне не нужна ни твоя молитва, ни твои труды. Мне нужно твоё послушание». «Основа молитвы Иисусовой—послушание». «Послушание—это всё. Мы пришли в монастырь за послу шанием. Истинным послушанием мы научаемся истинной молитве». «Нас не спасает ни благоговение, ни что-либо другое, но лишь одно—послушание». «Я говорю это из опыта. Не делай упор на рукоделие, не делай упор на молитву—я передаю вам следующее: „Да будет благословенно", —вот за что держитесь обеими руками. „Да будет благословенно" вас освятит. Помните, что и Бог ответил Своему Отцу „да будет благословенно". Он сказал: Я пришёл сотворить не Свою волю, но волю пославшего Меня Отца. Однако и Утешитель не говорит то, что хочет, но то, что скажет Ему Иной*. Вот видите, каков Источник послушания». «Строгий старец—святые послушники».
|