Как написать икону. Икона как материя
Мы продолжаем цикл статей об иконописи на Святой Горе Афон. Эта статья раскрывает догматические аспкты иконописи. - Святая Гора Афон
Для тех, кто желает написать икону или купить себе иконы на Афоне, важно разбираться в тенденциях иконописи и тех учениях, которые обусловили различия в стилях.
В догматическом учении о почитании икон наиболее интересен аспект учения об образе как материи. Это учение было сформулировано прп. Иоанном Дамаскиным и является, с одной стороны, малоизвестным, а с другой, - трудным для понимания.
В одном их случаев Преподобный отвечает на аргумент иконоборцев о том, что икона, якобы, слишком привязывает нас с земному и материальному.
Интересно заметить, что любая аргументации того времени базировалась на христологии, учении о Воплощенном Боге. Он пишет:
«Когда Бог явился во плоти и ходил среди людей, теперь-то, я и могу представить зримый образ Божий...» (Перевод наш Святая Гора по PG 94, 1481)
А далее Преподобный развивает само учение о материи (юли), а термин можно перевести как «вещество»:
«Бог сам стал материей (юли) ... И посредством материи произвел мое спасение....» (Перевод наш Святая Гора по PG 94, 1481)
Более того автор «Трех слов...» восклицает:
«...Я никогда не перестану почитать материю, посредством которой произведено мое избавление...»
Точнее сказать, это учение о двух видах материи: одна - это обоженое Тело Христа, а вторая - хитон Христа, крест, иконы, - то есть служебная материя.
Далее следует объяснение что материя Тела Христова - ипостасно принята Вторым Лицом Троициы и обожена, а прочая материя почитается как исполненная благодати.
Посмотрим, каким образом и за что автор почитает служебную материю:
«...Прочую материю, через которую совершилось мое Спасение, я почитаю и уважаю, как исполненную божественной Силы (динами) и Милости...»
Что же является материей - служебной? Автор уточняет:
«Крестное древо - разве не является материей? ... А иконы, освященные именами Бога и верных ему святых, разве не исполнены благодати?!» (Перевод наш Святая Гора по PG 94, 1481)
Наконец, автор, полемизируя с неоплатонизмом, восклицает: «...Не уничижай материю! Она не бесчестна!!!»
С точки зрения догматики, автор, прп. Иоанн Дамаскин, впервые дает определение - что такое благодатное вещество? Он использует слово - «богоравное», это означает то, что через соединение со Христом вещество - юли - стало святым.
Кроме того, автору принадлежит еще более сильное высказывание:
«...Мы материальные вещи не почитаем, поклоняясь Богу. Но если тот, кто изображен на иконе был иполнен благодати, то икона становится причастна той же благодати...» (1264В)
А как смотрящий на икону причастен, каким образом?
Автор и это уточняет: «...аналогично тому, с какой это бывает с верой...», если перевести точнее: «Икона обладает благодатью, но благодать эта изливается на человека соответственно глубине его веры...»
Все эти положения, по сути дела, - духовные реальности пограничные с разумом. Здесь уже невозможно объяснить детально механизм действия Бога в мире. Он скрыт от нас. Потому что разум - это совсем не тот орган, который мог бы познать эти явления и выразить данную реальность. Это область ведения сердца, потому что в духовном мире «думает и решает» сердечный центр человека.
Теперь понятно, почему на Афоне создается своего рода Чин передачи благодати от чудотворной иконы к новому списку. Если не понимать православное учение в тонкостях, то здесь можно увидеть идолопоклонство или магическое отношение к материи.
Например, чудотворную икону омывают водой, а потом этой водой моют доску для нового списка иконы. Здесь афонские Отцы руководствуются не разумом, а сердцем, следую молитвенным порывам души. И часто они не могут объяснить, почему они сделали - так или иначе. Жизнь души парадоксальна для ума.
Остается только добавить, что русский перевод прп. Иоанна Дамаскина оставляет желать лучшего. Например, мы писали, что автор и уточняет: «... икона становится причастна той же благодати - аналогично тому, с какой это бывает с верой...», если перевести точнее: «Икона обладает благодатью, но благодать эта изливается на человека соответственно глубине его веры...».
Русский перевод все это переводит двумя словами: «по аналогии с верой», что указывает на разные смыслы, а скорее всего, на причастность святого через веру к благодати. Что, конечно, неверно. Речь идет о другом. Надеемся, что когда-нибудь сделают хороший перевод и учение Преподобного станет более понятным, воссияет во всей красоте слова.
Так что, если вы собираетесь купить икону на Афоне, вы становитесь причастны таинственной и сокровенной жизни Духа старцев и подвижников. И помните, что не всегда можно объяснить умом то, что Отцы сделали по велению сердца. |