Святопавловская братия, восстание против игумена, 1870-е годы
«Есть на Афоне греческий монастырь св. Павла и Георгия, — пишет К. Леонтьев (тож Н. Константинов). — Он не богат и не слишком беден, и между прочим имеет земли в Бессарабии.
Братия этого монастыря, ведущая строгую киновиальную жизнь, была давно недовольна своим игуменом, за то что он не жило, в монастыре, и если возвращался на Афон, то каждый раз не надолго, и проживал в Константинополе монастырские доходы под предлогом разных хлопот по делам».
«Братия говорили: «Если ты игумен, живи здесь и начальствуй над нами; если ты хочешь жить на стороне, мы можем избрать тебя в эпитропы (в поверенные по делам Афона) и тогда уезжай. Игуменом же ты больше быть над нами не можешь».
«Игумен прибег к защите патриарха. Патриарх (Анфим) прислал на Афон от себя экзарха, который, с помощью афонского протата (синода) и одного незначительного турецкого чиновника из христиан, приступил к разбирательству этого дела.
Святопавловские монахи, большей частью пылкие Кефалонийцы, горячо отстаивали свое исконное право менять игуменов.
Протат разделился.
Представители значительного большинства монастырей были в пользу братии святопавловской, им хотелось поддержать независимость Афона в его внутренних вопросах. Ивер, богатый и влиятельный Ватопед, болгарский Зограф и Руссик были в пользу святопавловской братии.
Некоторые из беднейших греческих киновий перешли на сторону игумена и патриархии».
«Борьба была продолжительна...
Святопавловская братия была решительно осаждена в своей обители. Монахи — кефалониты заперлись и не хотели пускать ни игумена, ни экзарха, ни турецкого чиновника...
После того как экзарх патриарший уехал с Афона, святопавловцы поставили на своем и выбрали себе игумена не из своей среды, но одного грека, который в последнее время жил в особой келъе и когда-то принадлежал к числу братии греко-русского монастыря Св. Пантелеймона».
Восстание против игумена |