|
Афон после изгнания немецких оккупантов, гражданская война
После изгнания немецких оккупантов, в ноябре 1944 — начале 1945 гг. Афонский полуостров был занят вооруженными отрядами ЭЛАС, состоявшими главным образом из коммунистов. Их руководители в основном старались подчеркнуть свое благожелательное отношение к монастырям, что не исключало отдельных столкновений и даже репрессий по отношению к русским.
Наконец, в 1945 г. наступил своего рода перелом: русские признали русских!
В 1945 г. настоятель Пантелеимоновского монастыря архимандрит Иустин направил Московскому Патриарху Алексию послание с просьбой принять русских святогорцев под свое духовное покровительство. К посланию был приложен подробный меморандум о положении русских обителей на Афоне, международном положении Святой горы и желательных путях разрешения афонской проблемы в интересах русских обителей и всего Афона. С этого времени началась многолетняя борьба Московской Патриархии за сохранение русского присутствия на Святой горе
Далее началась греческая гражданская война.
В период гражданской войны 1946—1949 гг. на Афоне укрывались многочисленные беженцы, что нанесло обитателям Святой Горы существенный ущерб. Именно тогда в последний раз на Афоне в составе партизанских отрядов оказались женщины.
В ходе захвативших Святую Гору «справедливых» переделов русского имущества немало пострадал Свято-Андреевский скит, по сути, набитый русским добром до отказа, в том числе золотыми и серебряными сосудами, тканями, старинным книгам и мощами, и др.
По решению Кинота, или правильнее сказать, при молчаливом согласии Кинота, был отдан на разграбление местным жителям русский скит Фиваида, поскольку он находился близко к границе Афона. Транспортировать по морю каштановые балки из этого скита было удобнее всего.
Известно, что многие крыши домов села Уранополис были сделаны из каштановых балок, которые совершенно нищим жителям пришлось выломать в крышах русского скита. Храм Уранополиса был экипирован иконами скита Фиваида и колоколами русского литья, а набережная городка - украшена прекрасными каштановыми перилами. В то время, как русский скит, оставшийся без крыш, был обречен на уничтожение, вместе с летящей в пропасть ГУЛАГа Россией...
Но разграбление русских скитов не могло решить вопрос выживания. На Афоне возник голод.
В то же время народно-демократические правительства Греции, Польши, Болгарии, Румынии и Югославии конфисковали афонские имения на территории своих стран, что еще больше ухудшило экономическое положение Афона.
Итак, к 1946 г. на Святой Горе оставалось всего лишь 472 русских инока:
В Пантелеимоновском монастыре — 215,
Свято-Андреевском скиту — 45,
Свято-Илиинском скиту — 52,
в келлиях и каливах — около 160 человек.
Большинство насельников были ветхими старцами, остро нуждавшимися в поддержке и помощи русской церковной общественности.
В дальнейшем греческие власти несколько десятилетий не пускали на Святую Гору новых русских монахов, с «явной тенденцией завладеть всеми русскими обителями, со всеми их духовными сокровищами» (только в Пантелеимоновском монастыре хранилось около ста тысяч старинных книг и пятидесяти ковчегов с мощами святых).
В результате этой политики в 1992 г. Свято-Андреевский и Свято-Илиинский скиты перешли к грекам, и лишь Пантелеимоновский монастырь сохранился в качестве русской обители.
Подробнее... Русский на Афоне монастырь медленно вымирал. |