Соловецкое стояние
Соловецкое стояние 1668—1676 г.
(Некоторыми историками это событие оценивается как расправа над национальным самосознанием)
Тогда еще не было старообрядцев. Пока это были просто русские люди, защищавшие свой многовековой уклад жизни: своих отцов, матерей, свое детство... Они защищали то Живое Чудо, из которого они родились и в которое вросли всеми венами и сосудами своей души. Эту Живую Жизнь, назовем ее традицией - или же русскостью, пытались убить какие-то новые незнакомые пришельцы-грекофилы...
Подавление бунта
"Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня 1668 г., и обнаружилось, как докладывал позднее царю Волохов, что "Соловецкий монастырь заперт и по воротам и по башням и по стене пушки и с мелким ружьем изготовлены"... Более того, соловляне открыли стрельбу по царскому войску. На зачитанный на монастырском соборе царский указ ответили: "Великого государя не слушаем и по новым книгам служить не хотим".
В первые месяцы осады Волохов неоднократно посылал в монастырь увещательные грамоты, убеждая соловлян покориться: "А что вы в монастыре хотите сидеть запершися, и вам то не на ползу будет — на конечную погибель: хто может стоять противу воли Божий и великого государя. Да буди вам ведомо: будет вины своей к великому государю не принесете, и в монастыре вам будет не отсидетьца"....
Скоро стало ясно: русские не будут убивать русских за то, что они не хотят быть греками... Тогда...
В сентябре 1673 г. под монастырь был назначен новый воевода Иван Мещеринов, неблагонадежные стрелецкие начальники были заменены "новокрещенными иноземцами" рейтарского строя. В течение двух лет (1674-1675) стрелецкое войско было почти удвоено. Осада монастыря стала вестись по всем правилам военного искусства: вблизи крепостных стен построили городки и шанцы, обстрел обители стал постоянным и целенаправленным. Летом 1675 г. военные действия против монастыря приняли еще более серьезный характер. Для обстрела были специально сделаны шесть больших деревянных пушек, под три монастырские башни велись подкопы.
Победу осаждавшим принесло предательство. Соловецкий чернец Феоктист, вышедший в полк к Мещеринову в ночь на 9 ноября 1675 г., взялся провести отряд стрельцов внутрь монастыря. В ночь на 22 января 1676 г. несколько десятков стрельцов под командованием майора Степана Келина проникли в монастырь через указанное Феоктистом окно под сушилом у Белой башни. Святые ворота были открыты, и царское войско вступило в обитель.
Началась расправа над восставшими. В настоящее время мы не располагаем достаточными сведениями, чтобы указать точное число казненных, но факт многочисленных и жестоких казней, надолго сохранившийся в народной памяти, не вызывает сомнений. Согласно проведенной в сентябре 1668 г. переписи в самом начале осады в Соловецком монастыре было около 670-700 человек, к концу "сидения" в обители оставалось 500 ... После захвата монастыря, к июню 1676 г., когда Мещеринов подавал "роспись" новоприсланному соловецкому архимандриту Макарию, в живых значилось лишь 14 чернецов, "взятых в монастыре"...
Теперь отойдем от повествования историков и заглянем в реальность:
Остров утопленников
Вы здесь никогда не были? А зря... Это как раз место не вошедшее в историческое описание:
...к концу "сидения" в обители оставалось 500 ... После захвата монастыря, к июню 1676 г., когда Мещеринов подавал "роспись" новоприсланному соловецкому архимандриту Макарию, в живых значилось лишь 14 чернецов, "взятых в монастыре"...
На этом небольшом острове прямо перед монастырем и утопили 500 монахов, которые умерли так же просто мудро и честно, не раздумывая и не сомневаясь, как жили и умирали их предки на протяжении столетий... Они умерли в Живом Чуде, которое потом станет легендой и назовется - Святая Русь.
Ученые пытаются нас обмануть и представить события так, будто бы эти люди не хотели поменять убеждения. Они не были учеными, поэтому у них не было убеждений, а была – Живая Традиция. Необъяснимое живое духовное Пространство, в котором они родились, жили, и частью которого они являлись. Они не могли это живое Чудо поменять или предать, как рыба не может поменять воду. Потому что для рыбы вода – это не место, где плавают, а – живой мир в котором рыба может дышать, видеть, слышать, учиться и выполнять свое предназначение...
(Фотографии и видео Андрея Рычковского) |