Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне - 2
Старец Нил учит Россию Афонскому Преданию
Недалеко от лавры святого Афанасия
...«лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать»...
Недалеко от лавры святого Афанасия старцы Нил и Иннокентий нашли пещеру святого Петра Афонского, житие которого преподобный Нил хорошо знал и любил. Святой Петр был первым афонским святым, имя которого сохранило предание Афона. Пятьдесят три года прожил Петр Афонский в своей пещере в совершенном безмолвии, не видя лица человеческого. Бес в виде ангела не раз искушал святого Петра, говоря ему: «Оставь пещеру, иди в мир на утверждение многим и будешь наставником для ищущих спасения». Но исчезал после молитвы святого. Сама Божья Матерь явилась святому, укрепляя его, и пообещала, что ангел будет приносить ему пищу раз в сорок дней. Любопытное свидетельство о пещере Петра Афонского оставил русский писатель Б. К. Зайцев, побывавший на Афоне в 1928 году. «Около пещеры, где он жил, откуда видно море, скалы да великая гора Афон, теперь стоит часовня, и живут два иеромонаха. Но в самой пещере жить не дозволяется: слишком холодно зимой, у «ревнующих» подражать святому не хватает сил, и они гибнут».
Некоторые историки предполагают, что Нил Сорский во время своего пребывания на Афоне подвизался в русском Пан-телеимоновом монастыре. Эта обитель, в древности именуемая монастырем Фессалоникийца и освященная во имя святого целителя Пантелеймона, возникла примерно в то же время, что и лавра святого Афанасия - в X веке. В XI веке монастырь передали русской монашеской общине, однако во второй половине XV века его населяли преимущественно сербские монахи.
В южной части афонского полуострова, в пустынных и труднодоступных местах, находились пустыни монахов, проводивших самое суровое и аскетичное житие. В свое время их жизнь поразила святого Савву Сербского, который обошел весь Афон в поисках примеров для подражания. Кельи пустынников представляли собой хижины из веток деревьев или пещеры в скалах. Кельи были настолько тесны, что можно было встать только одному человеку с распростертыми руками. Подвижники отличались крайним нестяжанием: они не имели ничего, кроме рогожек, деревянных изголовий и орудий для рукоделия. Самые труднодоступные кельи подвижников, напоминающие одинокие орлиные гнезда, находились в местности Каруля. Афонские пустынники употребляли пищу, не требующую приготовления: сухари, оливы, бобы, зелень, сухие плоды. Иногда пищу отшельникам приносили прохожие монахи. Но путь по узким тропинкам над отвесными пропастями, который ведет в карульские кельи, настолько труден и опасен, что посетители здесь редки. Поэтому монахи, по свидетельству паломников, часто питались лишь дикой капустой, которая растет в каменных расселинах, и дождевой водой. Здесь увидел старец Нил жестокое и трудное житие. Здесь жили люди, имевшие различные духовные дарования. Здесь был корень монашеской жизни Афона.
На Афоне русские паломники познакомились с общими правилами монашеской жизни, выработанными еще в древности. Древний афонский устав, который до сих пор хранится в библиотеке протата, написан на пергаменте, выделанном из козлиной шкуры, и потому называется «Трагос» (что в переводе с греческого языка означает «козел»). Одно из основных правил гласит, что вход женщинам на Афон запрещен (здесь нет и животных женского пола). Даже теплоходам, на борту которых находятся женщины, разрешается стоянка у берегов Афона лишь на почтительном расстоянии, так что сами афонские монастыри, расположенные на берегу, можно хорошо рассмотреть только в бинокль. Этот запрет действовал на Афоне, видимо, с самого начала его монашеской истории. В житии Петра Афонского это безусловное правило объясняется так: поскольку Христос даровал Афон Своей Пречистой Матери, другим женщинам нет места на нем. Это правило не нарушалось даже для дочерей и жен византийских императоров. Предание рассказывает, что дочь императора Феодосия I Галла Плацидия, прибыв на Афон, собиралась совершить поклонение в храме Ватопедского монастыря, но у входа в собор была остановлена гласом свыше: «Стой, не иди далее, да не пострадаешь зло». Императрица в слезах взмолилась о прощении и покинула Афон.
Другое правило категорически запрещает постригать на Афоне безбородых юношей и евнухов. Кроме того, Трагос запрещалафонским монахам крестить детей и вступать в побратимство с мирянами, гостить у мирян, если они по каким-то причинам находились за пределами Афона. Монахи могли торговать только вещами, сделанными своими собственными руками. Они не должны были продавать свои участки земли, лес и вино. Кстати, лес на продажу запрещалось рубить на Афоне с древних времен. Как видим, все эти правила устанавливались для того, чтобы сохранить обособленность Афона от мира, а его иноков от искушений и тяжелых пороков. Эти афонские правила впоследствии повторил в уставе своего скита преподобный Нил.
Дохиар
Наблюдая, как безмолвствуют монахи Святой Горы, старцы Нил и Иннокентий учились уставу афонских скитов, образу умной молитвы. Их повседневную жизнь в афонских монастырях можно отчасти представить себе по русско-греческому разговорнику старца Паисия (Ярославова). Русский паломник, составивший разговорник, долго жил в греческих монастырях, в келье со старцем-греком. Из разговорника мы узнаем, как монахи общались друг с другом, правила монашеской вежливости. Навещая монаха или старца в его келье, инок должен был взять благословение и спросить о здоровье: «Благослови, отче мой святый, добре тя обретохом, да увемы, како имат святыни ти,
еси ли добре в здравии твоем». Прощаясь, инок просил святых молитв старца: «Моли Бога, отче святый, о мне грешнем». Будучи посланным от своего старца к другому с каким-нибудь поручением, инок должен был передать поклон: «Прислал мя старец к твоей святыни; старец, господине, метание творит святыни ти». В ответ его могли спросить о собственном духовнике: «Добре ли старец твой?». Живя в келье у старца, монах выполнял всякую работу по ведению несложного келейного хозяйства и такие веления: «принеси воды», «склади огнь», «положи хлебы», «приготови вино» и так далее. Спрашивал: «Что варити?», а когда заканчивал работу, говорил: «Все готово». Правила гостеприимства требовали накормить гостя, проследить, чтобы ему было удобно. Угощая гостя, по этикету требовалось сказать: «Не дивите (не удивляйтесь. - Е.Р.), что дал Бог» или: «Что есть у нас, то пред вами». Старец строго наблюдал за жизнью своего ученика и делал такого рода замечания: «много спишь», «не ленися», «всуе тружался», а докучливому ученику мог сказать: «не стужай ми». Как и все живые люди, старцы и монахи подвергались разным болезням, испытывали разные душевные состояния. В монашеском общении, несомненно, присутствовало искреннее человеческое участие. Брат спрашивал другого инока: «Что тя болит?». Тот отвечал: «Глава мя болит» или: «Все ми тело не здраво», или «Душею не здравею». Свое душевное состояние характеризовали так: «тошно ми», «радост ми днес», «печален», «нездрав».
Ксенофонт
|