Главная
Монах Симеон Афонский
Написать икону на Афоне
Заказать поминание на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Скоро
28 октября
Святогорские Панигеры: Ватопед - икона Всецарица или Пантанасса
Осталось 6 дней

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group, на странице facebook web в на канале Youtube и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / НИЛ СОРСКИЙ / ПРП. НИЛ СОРСКИЙ. НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИТИЯ. ПРЕБЫВАНИЕ НА АФОНЕ. -3
Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне. -3

 Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне.

 

 

Учеба в монастырях

 


           Монах-паломник ходил на церковные службы, причащал­ся: в разговорнике перечислены все названия служб и время суток, в которые они совершались: «пред вечернею», «пред обеднею», «начали ли обедню?», «проскомидию творит» и так далее. Несомненно, что русским инокам нравилось греческое богослужение, вся лексика, служащая для описания этой темы, исключительно похвальная: «церковь велика, красна; Попове добри, поют красно». Бывало, что греческие монахи сами при­глашали паломников посетить свой монастырь или келью: «побывай в нашем монастыре, познаешь нашу келью». И, ука­зывая рукой вверх на гору, где к скале, словно птичье гнездо, прилепился монастырь, греческий монах показывал русским паломникам, где найти его келью: «Видишь, монастырь». Ког­да монах-чужестранец приходил в новую обитель, то его ожи­дали такие расспросы, предусмотренные разговорником: «Что ради пришел еси?», «Своим ли делом или послан еси?», «Кто послал?», «Много ли имаши пребыт зде? (долго ли пробудешь здесь? - Е.Р.).

 

 

Много лексики посвящено исповеди у старца. Русский пу­тешественник знал, как будет по-гречески: «Что сут помышле-ниа твоа?» и мог ответить старцу на его языке: «Бес числа согре-ших». В разговорнике перечислены основные грехи с переводом на греческий язык, начало и завершение исповеди. Случались на исповеди и такие беседы: «Прости мя, отче мой, но диавол прелстил мя, таити велит, еже не исповедати твоей святыни». На это духовник отвечал монаху: «Брате возлюбленный! Не бойся мене, но Бога бойся и заповеди его соблюди; аще мене утаишися, а Бога како утаишися!». Завершение подобной бесе­ды могло выглядеть так: «Молю же тя, добри старче, прости мя грешнаго, яко преизлише лгах ти! И моли Бога за мя!».

Любопытно, что среди советов старцев, данных в разговор­нике в переводе, присутствует главный - совет послушания: «Не твори ничто без благословенна, да не порадуется диаволь о падении твоем». И еще один совет, переведенный с греческого языка, должны были запомнить паломники: «Добро жити с старцем, полезно в опщем житии посреди многиа братьи; не полезно единому жит: впадет в уныние, в леност». Так рассуж­дал и Нил Сорский, именно с Афона и из Царьграда он вынес убеждение, что лучшая форма монашеского жития - это скит, то есть жизнь со старцем. А общежительный монастырь поле­зен юным и ненаученным монашеству...

 

 

 

 

 

Как знать, может быть, у Паисия (Ярославова) был переписан тот самый разговорник, с которым Нил Сорский ходил на Афон. Старец Нил мог доба­вить к обычному тексту рассуждения, которые ему более всего за­помнились. Сам Нил Сорский умел подписываться по-гречески: его греческую подпись «грешный Нил и неразумный» в одном из сборников житий скопировал Гурий (Тушин), монах Кирил­ле-Белозерского монастыря. Редактируя жития, Нил Сорский переводил с греческого языка непонятные для русского читате­ля слова и писал их значения на полях текстов: ксенодохион -странноприимница, епистолия - послание, кеновия - общежи­тие, схоластика суща - «от первых боляр суща» и так далее. Он также переводил греческие имена на русский там, где это было важно по смыслу. Например, в рассказе, как императрица Ири­на восстановила иконопочитание после долгой иконоборческой смуты, он посчитал нужным на полях текста дать перевод ее имени: «греч. Ирини - рус. мир». Таким образом, он сделал еще более понятным пояснение автора жития, который утверждал, что Ирина таким «именем по вещи наречена бысть, мятеж убо весь и печаль от церкве отгонит, мир же и веселие той дарова» . Кстати, именно переводом греческих имен на русский язык за­канчивается разговорник старца Паисия.

 

 


Некоторые исследователи предполагают, что Нил Сорский знал греческий язык настолько, что мог переводить тексты житий с греческого языка. Скорее всего, он знал его в объеме разговорника. Как заметил Никольский, составитель разговор­ника «сохранил следы близкого знакомства с греческой графи­кой», греческие слова он записывал на слух греческими буква­ми. Находясь долгое время «в странах Царырада», старец Нил, будучи разносторонне талантливым человеком, совершенство­вался не только как монах и делатель Иисусовой молитвы, но и как филолог. Знания, приобретенные им на Востоке, несом­ненно, помогли ему в дальнейшей работе редактора житийных текстов. Он поступил как рачительный купец, умноживший с лихвой свое состояние в «чужой земле». Примерно в 1485 году старцы Нил и Иннокентий возвратились на Русь.

 

 


Для биографа преподобного Нила Сорского существенным остается вопрос, посещал ли преподобный Палестину. Ведь не вызывает никакого сомнения, что, находясь так близко от Земли, по которой ходил Спаситель, преподобный должен был туда стремиться. В своих сочинениях он упоминает о Царыраде и Афо­не. Но о Иерусалиме нет ни слова. Следовательно, преподобный там не был. Иначе посещение Иерусалима должно было как-то отозваться в его писаниях.

 

 

В конце жизни старец Нил составил завещание. В нем он упоминает «крест большой (видимо, тот, который стоял в его келье, как у всех скитских монахов, перед такими крестами они обычно молились и совершали вечерню), а в нем «камень страстей Господних». Этот крест он завещал бра­тии своего скита.

Кто знает, каким путем камень от Голгофы оказался у препо­добного. Он мог получить эту святыню где-нибудь в Констан­тинополе или на Афоне, да и в Москву привозили немало свя­тынь. Но не исключена возможность, что преподобный Нил сам вывез этот камень из Палестины. Размышляя в своем уставе о распорядке дня скитского инока, Нил Сорский говорит, что свое монашеское правило нужно соотносить с конкретными усло­виями, в которых живешь. Он пишет буквально следующее: «Ле­том ведь и зимой в северных странах день и ночь значительно увеличиваются в часах, - не как в Средиземноморье, в Палести­не или в Константинополе». Преподобный упомянул Палестину, а он всегда говорит о том, что знает наверняка.

 

 

Принцип «лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать» был одним из глав­ных в его жизни. Возможно, воспоминания о посещении Иеру­салима оказались глубоко спрятаны в его сердце. Преподобный вообще не любил рассказывать о себе. Даже о Царьграде и Афоне он упомянул один раз, и то лишь для того, чтобы сделать более доказательной свою мысль о том, что скиты являются наилуч­шими монастырями для желающих безмолвия. В этом случае Нилу Сорскому, как и Евфросину Псковскому, нужно было со­слаться на непререкаемый авторитет Царырада и Афона. В на­чале XVII века среди сорских монахов еще сохранялось устное предание о том, что старец Нил «живал... много времени с ве­ликими отцы и досточюдными и во странах Полестинских, иже окрест Иерусалима, и в Раифе». Об этом преподобному Елеазару Анзерскому рассказал монах Дионисий по прозванию Крюк, некоторое время служивший уставщиком в Нило-Сорской пу­стыни. Сопоставив все эти факты, мы можем оставить в силе предположение о том, что Нил Сорский видел своими глазами солнце над Палестиной...

 

 

 

Симонопетра

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2012/05/20, 16:33:10
Преподобный отче Ниле Сорский! Моли Бога о нас, грешных, да твоими святыми молитвами дарует Господь нам разум незаблудный, Духа Святаго нашествие и вся к житию временному и ко спасению потребная.
Ирина
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Монах Симеон Афонский
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Заказать поминание на Афоне
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево