Мы хотим познакомить читателя с этой книгой: может быть столь объективное видение истории западным человеком устыдит русских историков?
Автор не может выйти из забетонированноси своего католического мировозрения, в этом его проблема, но то то, как он види историю России, можно пожелать многим русским. - www.isihazm.ru
Дух русского христианства. Георгий Ц де Вильярдо
(Фотографии А Рычковского)
...
В Византийской Империи, а после ее падения, в областях владычества ее идеологической наследницы - Православной и Царской России, церковные законодательство и управление в значительной степени были захвачены в руки светской власти. Не подлежит также сомнению, что большая часть высшего духовенства играла в Империи печальную роль раболепных чиновников царского самодержавия и что значительная часть низшего духовенства находилась в состоянии довольно глубокого невежества, Также верно и то, что с прошлого века и до сего дня в области религиозной мысли светские элементы почти превалируют над духовными. Мы говорим здесь о религиозных мыслителях и философах, равно как и о профессорах Духовных Академий, хотя среди последних можно было бы насчитать также довольно много имен высоких представителей духовенства. Но это явление вполне объяснимо. Русское общество, видоизмененное на европейский лад, есть создание Петра Великого, то есть XVIII века, основанное на разрыве с традицией древней «Святой Руси», приговоренной к смерти этим великим преобразователем, той Святой Руси, которая была органически проникнута самым существом Православной Церкви. Не следует, поэтому, удивляться, что, начиная с государственной и рационалистической реформы Петра, единственный в своем роде культурный класс, которым было в те времена дворянство, превращенное по указу самодержца в общество, где малейшая склонность к старым патриархальным традициям означала плаху, ссылку или кнут, - должен был практически отстраниться от Церкви, являвшейся составной и органической частью этой патриархальной традиции. Не следует удивляться, что с этого времени почти совершенно исчезают из русского духовенства имена лиц, принадлежащих к высшему обществу, и что само духовенство начало пополняться людьми низшего сословия, которое в России, особенно в ту эпоху, не могло претендовать ни на какую культурность. С другой стороны, упразднение Московского патриаршества, равным образом по приказу самодержца, означавшее уничтожение церковной независимости и суверенности, и создание вместо него «Правительствующего Синода», составленного из нескольких иерархов, назначаемых также императором и избираемых из среды покорных и верных, то есть раболепных, поставленных к тому же под наблюдение светского чиновника, обер-прокурора Святейшего Синода, «ока Государева», как его было принято называть, - ставили все духовенство в рабскую зависимость от государственного административного аппарата, что не могло нравиться независимому характеру дворянства, происходившего от высокомерных московских бояр.
Что же касается низшего духовенства сел и деревень, то Духовный Регламент императора приравнивал его почти к положению крепостных, причем помещик мог применять плеть к приходскому священнику, находившемуся на его землях. Это положение продолжалось до конца XVIII века, и, понятно, что люди, исповедовавшие уважение к достоинству Церкви и даже просто к человеческому достоинству, не были расположены вступать в ряды духовенства, будь то высшего или низшего. В царствование Екатерины II, в том же XVIII веке, кажется, был обер-прокурор Святейшего Синода, даже не принадлежавший к Православной Церкви, будучи протестантом из немцев прибалтийских провинций (Мелисино). Другой - был даже открытым атеистом и кощунником (Чебышев). С этого времени слово «поп», как обычно назывались священники в допетровскую эпоху (от греческого слова «папас» - отец), получило пренебрежительное значение, означая почти оскорбление священническому достоинству.
Новое русское общество, как мы уже говорили, переформированное по европейскому образцу и подверженное в XVIII веке тлетворному влиянию духа французских энциклопедистов, а с начала ХIХ века влиянию германской философской метафизики, оказалось глубочайшим образом духовно и идеологически отделенным от Церкви, которая продолжала идти по старым путям, идентифицируясь с крестьянским народом и с купеческим сословием, которых не коснулись «европеизирующие» реформы. И, поскольку крестьянство и купечество сохраняли старый образ жизни, не участвуя, однако, в той своеобразной культуре, которой обладало древнее русское дворянство, - Церковь, приспособляясь к среде и потребностям своих пасомых, ограничивалась самым примитивным учительством и почти исключительно обрядовыми действиями, которые, благодаря врожденному эстетическому вкусу русского народа, никогда не теряли своего великолепия.
Громадное число русских современных писателей именует обычно указанную эпоху «веком церковного паралича». Однако, необходимо отметить и подчеркнуть, что само самодержавное правительство и большая часть дворянства, несмотря на приниженное состояние, в котором находилась Церковь, были далеки от мысли допустить необходимость замены православной веры каким-либо другим вероисповеданием, будь то Католичеством или Протестантством, рассматривая принадлежность к Церкви и участие в Таинствах, как основной и существенный долг каждого верноподданного русского царя и каждого сына отечества. Русский подданный, отказывавшийся от принадлежности к Православной Церкви (и это до революции 1917 года) терял свое подданство (он мог сохранять его, только экспатриируясь из России) и свои гражданские права; до последнего времени военные и государственные чиновники должны были ежегодно представлять свидетельства о бытии у исповеди и причастия, по крайней мере один раз в год, чтобы иметь право продолжать служить.
При всем этом, в течение того же XVIII века, о котором мы уже упоминали, насмотри на угнетение всякой свободной мысли Церкви и ее превращение в зависимый орган Государства, в этом же самом XVIII веке - любопытной смеси полицейского деспотизма и либерального вольтерьянства - внутренняя духовная жизнь Русской Церкви не прекращалась ни на минуту, и вся эта эпоха дала святых, которых сам Синод должен был канонизировать. XVIII веку принадлежат святые епископы: Димитрий Ростовский, Митрофаний Воронежский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский и многие другие угодники Божий, а, наконец, и знаменитейший преподобный Серафим, инок и подвижник Саровский (1759-1833), который до сего дня является одним из наиболее чтимых русским народом святых. Это все святые эпохи «паралича». Единственно, что мы должны подчеркнуть, это то, что, вследствие описанных обстоятельств, мало благоприятных для расцвета богословских наук и религиозной философии, характер, который приняла жизнь и мысль Русской Церкви, был чисто аскетическим. Нет ничего удивительного в том, что учение исихастов, процветавшее на Святой Руси в XIV и XV веках и преданное затем забвению, снова возродилось в России к концу XVIII века иноком Паисием Величковским, который изучал и применял его на Святой Горе Афоне, и нашло весьма благоприятную почву в русских монастырях. Кроме того, принимая во внимание мало подходящий к абстрактной философии характер русского народа, напротив, жаждущий реалистического мистицизма, вполне понятно, что аскетические тенденции наложили свой отпечаток на Русскую Церковь и, в соединении с обрядовым великолепием, придали совершенно особый оттенок всей русской религиозности.
И, когда, после победоносной кампании против Наполеона в 1812 г., русское национальное чувство снова пробудилось в русском цивилизованном обществе, уставшем от иностранного влияния и моды, и, когда это общество обратило свой взор на русскую землю и ее народ, почти забытые им, - то появились энтузиасты зарождавшегося движения «славянофилов», которые, осуждая, несомненно преувеличенно (как всякое молодое движение, каким оно и было), все, привнесенное с Запада, для них ущербного и прогнившего, открыли, если можно так выразиться, среди национальных сокровищ, появившихся на свет Божий, Православную Церковь Святой Руси. И как раз участники этого движения, действительно, молодые светские люди Интеллигентного русского дворянства начала и середины XIX века, были родоначальниками русской религиозной мысли, переведенной на язык современного интеллектуального мира. И все то, о чем говорилось или размышлялось в монастырях и уединенных полудевственных лесах Святой Руси, но носило внешнюю архаическую и почти экзотическую форму, появилось на страницах философских и литературных писаний этих людей. Представителями этого движения были: Хомяков, Киреевский, Аксаков, Самарин и, наконец, отчасти Федор Достоевский. Вот причина, почему руководство русской религиозной мысли приписывается светскому началу. Вместе с тем, эти знаменитые люди были ничем иным, как распространителями, переводчиками на европейский язык великого дела подлинных святых Русской Церкви. В своем месте мы увидим, как эти люди находились в непосредственном контакте и под прямым влиянием великих анахоретов-мистиков, которые еще и в XIX веке скрывались в уединенных монастырях России и сияли, как лучезарные звезды, на русском духовном небе.
Предупреждаем, что, ни в какой мере, указанные мыслители и писатели не были «переводчиками» православных мистиков в буквальном смысле этого слова. Они даже не упоминали их имен в своих произведениях. Мы говорим лишь, что, вдохновляясь этими святыми мыслителями, они были творцами религиозной мысли одной части русской интеллигенции. Они же перебросили мост через ту пропасть, которая при Петре Великом разделила русский мир на две части, переставшие понимать друг друга.
Было бы, однако, ошибкой основываться исключительно на этих мыслителях, равно как и на их продолжателях второй половины XIX века или же на наших современниках, как Владимир Соловьев, Розанов, Флоренский, Самарин, Булгаков, Бердяев и др., - для того, чтобы проникнуть в подлинную сущность духа русского христианства. Столь же опрометчиво, по нашему мнению, было бы делать безошибочные выводы на основании писаний официальных богословов прошлого и нынешнего века, как например, обоих знаменитых митрополитов Филаретов8, митрополита Макария, митрополита Антония Храповицкого и др., которые, одновременно с безукоризненной передачей православного церковного учения, были ревностными апологетами самодержавия; ни, наконец, на основании трудов известных историков Русской Церкви, как профессора Голубинский и Глубоковский, которые в своем научном творчестве отражали дух германских университетов. Несомненно, все приведенные выше имена, как и многие другие, вроде, например, наших современников Николая Арсеньева, Федотова и Лосского (сына), навсегда останутся именами выдающихся представителей русской религиозно-философской мысли; но, как мы уже сказали, ошибаются те, которые считают их рупорами русского христианства.
Первые, те, на которых мы ссылались, как на принадлежавших к славянофильс
кой школе, «открывшие» сокровища Церкви среди русского «фольклора», совершили величайшую ошибку, не усмотрев в Православии ничего иного, кроме его созвучия с национальным и традиционным духом. В своей огромной и достойной восхищения любви к своей русской родине и к русскому народу, освободившись от франко-германского влияния, они ненавидели острой и несколько детской ненавистью «ущербный и прогнивший» Запад, который обвиняли во всем том зле, которое существовало в России, и, вместе с западными вольтерьянством и гегельянством, включали в объект своей ненависти и римское Католичество, Будучи восторженными поклонниками Византии и древней Святой Руси, пламенными апостолами и вероятно... изобретателями учения о соборности, как ее понимают сегодня в России (придавая греческому термину «кафоликон» значение не всемирного, а соборного), а также яростными противниками папизма, - они утверждали, что исторический грех Римской Церкви состоял в том, что она взяла меч, сделавшись светской властью, и защищали положение, что Церковь Христова, хотя и угнетенная Государством, должна следовать Учителю в своем уничижении и в своей Голгофе, но ни в коем случае не защищать свою независимость, пользуясь человеческими средствами. Приписывая русскому народу мессианское достоинство единственного избранного народа, чья миссия, в формулировке Достоевского, состояла в явлении миру русского Христа, - славянофилы окончательно смешали христианство с русскостью и, усыпленные очарованием русского «фольклора», оказались неспособными постигнуть христианскую всемирность вне психологических форм, соответствующих данной среде. Они первые смешали психологию с духом и ввели в это смешение всех тех, кто желает судить о христианском духе России на основании их писаний. Следует,, однако, признать, что именно славянофилы и Достоевский - их прямой наследник - сумели больше, чем кто-либо, дать себе отчет в том богоносном духе, который пребывает в подлинном русском христианстве и который, быть может, в будущем скажет свое слово в истории всемирного христианства.
Что же касается Владимира Соловьева, который несомненно занимает совершенно особое место, и его современников и последователей, как Розанов, Флоренский и Булгаков9 то можно сказать, что все они были типичными представителями того русского культурного слоя, который носил название интеллигенции. Этот слой состоял из лиц, принадлежавших ко всем классам общества, которые, к концу XIX и началу XX века, уставши от «нигилизма» и позитивизма, царивших в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого столетия, и не присоединившись к уже почти умиравшему славянофильству, бросились в известный гностический мистицизм явно неоплатонического характера.
Известно, что Соловьев, в результате своей философии богочеловечества и своих теорий о всемирности Церкви, пришел к соединению (по крайней мере временному) с римским Католицизмом, в то время, как другие вошли в тесную связь с традиционной Православной Церковью. Однако, нам кажется, что все эти: русские мыслители являются слишком яркими представителями психологии своего времени и своей среды, чтобы их можно было рассматривать подлинным отражением того, что мы называем русским христианством. Что же касается нашего досточтимого друга, покойного Николая Бердяева (скон. в 1943 г.). бывшего ярким мыслителем и характерным представителем революционного духа в области религиозной философии, то о нем можно сказать, что он был слишком большим анархистом, чтобы явиться представителем чистого русского христианства, и слишком большим христианином, чтобы его можно было расценивать, как анархиста.
Одним словом, все вышеуказанные светские мыслители, из которых только двое - Флоренский и Булгаков - кончили принятием, хотя и поздно, священства вполне отражают русскую религиозную психологию своей среды. Как и Достоевский, они превосходно рисуют психологический характер русского благочестия и нравственный облик русской души, а также, как кажется, вскрывают лучше, чем кто либо, тайну интимного религиозного призвания русских, но никто из них не может служить достоверным выразителем того, что мы ищем, то есть подлинного духа русского христианства.
Равным образом, мы не можем создать себе ясное представление об этом, основываясь на чисто-церковной официальной литературе, хотя русское духовенство, с начала прошлого века и, в особенности, со второй четверти XIX столетия, далеко не являлось тем, каким оно представлялось почти всем западным интеллигентным людям, в том числе и Эмилии Пардо Басан, которая дает нам картину, быть может, соответствующую XVIII веку, при том даже и для той эпохи сильно преувеличенную. Не очень обширная литература, которую можно назвать чисто-церковной, и вообще узко религиозная, состояла в России из богословских трактатов, предназначенных к употреблению в духовных семинариях и Академиях, списанных с Восточных Отцов, в особенности Св. Иоанна Дамаскина; из переводов «Добротолюбия»10; из житий святых; из очень малого количества писаний русских святых (среди которых произведения вышеназванных епископов XVIII в); разумеется, из богослужебных книг, весьма трудных для употребления, поскольку они не были кодифицированы, и написанных на церковнославянском языке; и, кроме того из нескольких официальных благочестивых журналов, большею частью дурного вкуса и бесталанных. К этим книгам нужно прибавить сборники некоторых епископских проповедей (иногда весьма примечательных, как, например, епископа Иннокентия Херсонского). Только в последнее время, то есть за последние 50 лет, предшествовавшие революции, стали появляться произведения аскетического и мистического характера, произведения оригинальные, о которых мы будем говорить в следующей главе. Эта литературная скудость является, конечно, убедительным доказательством печального интеллектуального состояния Церкви, угнетенной цезаропапизмом. Резюмируя, можно сказать, что, кроме школьных трактатов, зачастую довольно слабых и устарелых, и кроме официальных проповедей, весьма мало читавшихся, русское духовенство ничего не писало и то, что писало, писало плохо. Исключения были редкими.
Говоря о духовенстве, следует сказать несколько слов об его характере и жизни за последние 100 лет. В отношении светского, то есть белого духовенства, нужно сказать, что его материальное положение было весьма различным, в зависимости от того прихода, в котором служил священник, поскольку в России не существовало никакой субсидии от Государства, и настоятель прихода со своим причтом (диаконом и псаломщиком - последний не имел священного сана) жил на подаянии своих прихожан. Это духовенство составляло касту в полном смысле этого слова, причем, как общее правило, сын наследовал в священстве отцу. В столицах, больших городах и особо цветущих селах русские настоятели приходов вели жизнь довольно зажиточную в то время, как в большинстве деревень они должны были преодолевать большие трудности, а часто и терпеть нужду. В деревнях священнику обычно отводился клочок земли, который он и возделывал зачастую с помощью своей семьи, в большинстве случаев многочисленной. Нужно отметить, что семьи православных священников могли рассматриваться как истинные примеры брака и семейного очага. Это были патриархальные семьи, приверженные традиции и традиционному благочестию, почти всегда хранившие высокие и здоровые нравственные устои. Обычно священник женился накануне своего посвящения в диаконы, и весьма часто епископы брали на себя труд находить будущим священникам невест, выбиравшихся из воспитанниц епархиальных училищ. Можно сказать, что сентиментальный и романический элемент почти не играл роли в жениховстве семинаристов. При всех недостатках, которые можно приписать русскому священнику, главным образом, при его пристрастии к спиртным напиткам - типичной слабости славян, его никак нельзя обвинить в какой бы то ни было сексуальной распущенности.
Священническая каста, которая с большим трудом смешивалась с другими классами общества и, в силу этого, сохраняла прекрасную чистоту физического типа и отличное психическое состояние, занимала среднее место между интеллигенцией и народом, оставаясь более или менее на интеллектуальном уровне купечества средней руки, тоже очень характерного класса дореволюционной России, Она не имела доступа в высшее общество, которое рассматривало духовное сословие с известной «симпатией и несколько презрительной снисходительностью». Интеллигенция, то есть интеллектуальный либеральный класс врачей, адвокатов, инженеров, профессоров и т. п., не сочувствовала духовенству по причине обязательной левизны этого класса и правизны "ех officio" священника. Крестьянин не доверял духовенству, хотя и боялся его, главным образом, по чисто-экономическим причинам, ибо зачастую в деревнях бедный, полуголодный настоятель прихода был принужден периодически совершать свой обход, собирая «доброхотные пожертвования», выражавшиеся преимущественно в продуктах: пшенице, ржи, яйцах, сале, курах, поросятах и т. д. Где себя лучше всего чувствовал священник, это - среди среднего купечества, мещанства и в обществе мелких чиновников - классах, подобно духовенству, интеллектуально несколько отсталых и не очень хорошо воспитанных. Очень не много представителей белого духовенства общалось с так называемым «настоящим обществом»; вероятно, только те, которые занимали высокие посты в немногочисленных Духовных Академиях или настоятелей столичных церквей и в крупных государственных учреждениях. Что же касается религиозного духа духовенства, то, можно сказать, что, как общее правило, он почти никогда не подымался выше «традиционного благочестия», требуемого для богослужения. Во всяком случае, священник душой и телом являл собою государственного чиновника средней руки. Заметим, что Русская Церковь не канонизировала не одного белого священника. Несомненно много шума было вокруг личности о. Иоанна Сергеева, Кронштадтского протоиерея, скончавшегося в 1909 году, которому приписывали чудеса и пророческий дар и который одно время имел громадный успех, главным образом, среди дам высшего общества; но это единственный случай, и, кроме того, мнения относительно этого лица расходятся.
Положение монашеского духовенства было совершенно иное. Ввиду того, что по восточным каноническим правилам (зачастую устным, поелику Каноническое Право до сего времени не кодифицировано на Востоке) женатый священник (разве, что он оставался вдовым) не мог достигать епископского сана, - епископы должны были вербоваться из черного духовенства. По этой причине, при наличии лиц, стремившихся стать епископами, не имея ни малейшего монашеского призвания, появилось раздвоение черного духовенства. Святейший Правительствующий Синод весьма редко (разумеется, по приказу императора) выбирал кандидатами на епископскую кафедру настоятелей монастырей (архимандритов и игуменов). По общему правилу, кандидатами на архиерейство являлись лучшие воспитанники семинарий, по окончании курса поступавшие в одну из четырех Духовных Академий, где получали высшее образование, обязательное для епископского сана, и вместо того, чтобы жениться перед рукоположением, что делало большинство, постригались в монашество уже на втором курсе и становились иеромонахами. По окончании курса Академии они обычно назначались инспекторами семинарий, затем получали место ректоров и, наконец, возводились в архиерейский сан. Разумеется, должность ректора семинарии занималась лицами в сане архимандрита. Указанные кандидаты во епископы почти всегда происходили из священнических семей, как и большинство семинаристов. Заметим, что в семинариях воспитанники не носили рясы, а форму более или менее одинаковую с воспитанниками всех иных казенных учебных заведений.
Относительно монастырей следует отметить, что контингент монахов обыкновенно вербовался среди самых убогих классов населения и весьма часто из среды крестьянства. К тому было много причин. Первая из них, как мы уже видели, заключалась в том, что после основной реформы Петра Великого в начале XVIII века Церковь, не приняв участия в «европеизации», оказалась отодвинутой на положение «низшего порядка», будучи, вследствие этого, покинута людьми общества; а вторая - в том, что крепостные, входившие в состав монашеского чина (разумеется, с разрешения помещика), получали ipso facto вольность. Нужно признать и то, что в экономических и социальных условиях России того времени жизнь монаха была несравненно менее тяжелой, нежели крестьянина или вообще человека убогого.
Несомненно были среди монахов и лица, принадлежавшие к другим классам общества; но основную массу составлял крестьянский элемент. О монастырях мы будем подробно говорить в следующей главе; в данный момент ограничимся указанием на тот факт, что со времен Петра Великого монастыри посвящали себя исключительно (в смысле религиозной деятельности) аскетической и богослужебной жизни, не участвуя в богословской, научной или воспитательной области, и вообще жили вдали от того, что называется культурной жизнью, даже в смысле чисто религиозном. Что же касается женских монастырей, то их культурный уровень был еще ниже, причем монахини посвящали себя исключительно богослужению, рукоделию и известной благотворительной деятельности, как, например, богадельням для нуждающихся старух, вдов, сирот и. т. п. Затвора, в строгом смысле этого слова, как он понимается на Западе, здесь никогда не существовало.
Подлинных выразителей русского христианства нужно как раз искать среди тех смиренных людей, которые, скрываясь в недрах монастырей или в монастырских скитах, расположенных в полудевственных лесах «Святой Руси», достигали ореола святости, хотя весьма часто их слава не доходила до крупных культурных центров. Здесь идет речь о тех людях, которые никогда не склонялись перед цезаропапизмом ни перед каким-либо иным влиянием, а лишь перед чистым христианством, каким они его унаследовали непосредственно от ранней эпохи через восточное монашество. Именно, благодаря этим людям, которые, вне всякого сомнения, продолжали скорее монашескую традицию Палестины, Сирии и Египта, чем Византии, создалась Святая Русь уже с самых древних времен, и это они, которые сумели сохранить ее до наших дней, невзирая, на все превратности времен и исторические катаклизмы. Они своим личным примером и своим учением, проникая в глубину народной души, породили тот особенный и характерный дух, который и можем назвать духом русского христианства. Не зная их, не возможно составить себе какое-либо представление об изучаемом нами интереснейшем явлении. Они - соль христианства русского мира. Они и народное предание, создавшее оригинальнейшую космологию, которую мы исследуем в своем месте, являются наиболее действенными и, скажем, безошибочными источниками данного предмета. И это они, воплотившие народное предание и создавшие особый и оригинальный мир, существовавший наряду с порабощенной официальной Церковью, при этом никогда не удаляясь от ее догматического и нравственного учения и не создавая никакого раскола, являются подлинными и истинными апостолами Христова Евангелия так, как его понимала, воспринимала и по которому желала жить Россия. Неоднократно, будучи преследуемы высокими церковными властями, не за ересь или свободомыслие, а за прирожденную кафоличность в самом высшем и чистом смысле этого слова, эти люди не уклонялись с пути истины в течение долгих веков, а их учение никогда не уходило в иную область, кроме чисто мистически-нравственной: «стяжания Святого Духа» и «преображения твари». Эти люди не помышляли о судьбах Церкви в ее общественной жизни; их роль ограничивалась сеянием святости.
Возьмите для примера самого Достоевского, бывшего великим почитателем указанных выше людей; возьмите его, как представителя русского христианства, и сравните с Жозеф де Местром, как с представителем духа западного Католичества... Между двумя - бездонная пропасть!
Возьмите теперь Серафима Саровского, преподобного русского подвижника, канонизированного Русской Церковью, и сравните его с его же современником во Франции, святым пастырем Арса. Разница будет едва заметной, а по существу, думается нам, не будет никакой.
(Здесь автор глубоко заблуждается, это предположение неверно. Разница чудовищна! Врпочем, направление мысли его - правильно: западная "святость"- явление из области психологии, а восточная святость - это "дети благодати Божией, преображенные люди" - www.isihazm.ru)
Почему так?
Ответ прост. Первые, то есть мыслители, философы, писатели и представители громадного большинства, духовенства, несмотря на свою гениальность и свои таланты, суть дети своего века, своей расы, своей цивилизации, словом, своей психологии; вторые - дети благодати Божией, преображенные люди, жители иной области и того плана, где всякая психология, всякое умонастроение, какие бы эти люди их ни имели, прекращают существовать или, лучше сказать, умолкают. Разница эпох, рас, географических мест теряет свое значение. Время не входит в расчеты. На этом духовном уровне действие Божие на земле остается неизменным.
Итак, мы думаем, что ступаем на твердую почву, когда, вместо того, чтобы ссылаться на великих мыслителей, литераторов, философов и иных ученых эрудитов, мы переносим центр тяжести в иной план. И мы полагаем, что этот план более соответствует проникновению в подлинный дух русского христианства и целям кафолического единства. Если, со своей стороны, русский православный, желающий узнать римское Католичество, должен был бы начать с знакомства с великими светочами христианской веры на Западе, то и мы должны в равной мере внимательно изучать тех, которые были истинными посвященными восточного христианства, коль скоро примирение представляется нам делом, достойным внимания в христианской жизни..
Кажется парадоксом - и, однако, почти можно утверждать - что, чем более католиком становится католик и чем более православным - православный, тем лучше они будут понимать друг друга. И это потому, что восточное Православие в его чистой форме, будучи, по приведенным выше словам Папы, того же золотоносного свойства, что и Католичество, обладают в своем, недре подлинной святостью, поскольку нет двух христианских святостей, но одна, как нет и двух Христов, но Один, ни двух благодатей но одна.
Приведем изречение Святого Симеона Нового Богослова, одного из наиболее почитаемых мистиков Востока, жившего незадолго до разделения Церквей и потому признанного католическим святым, несмотря на известный протест некоторых позднейших отцов-доминиканцев. «Да будут заповеди Господа нашего Иисуса Христа для всех нас единственным и общим путем, ведущим к Небу и к вечному. Правда, слово Божие указывает нам разные пути, разные средства, ведущие к Царству Божию; но, в действительности, путь один, разделяясь на многие тропинки, сообразно силам и воле каждого. Воистину, каждый из нас начинает с различных дел, как если бы мы пускались в путешествие из разных местностей и поселков в один и тот же город: Царство Божие. Так, мы указали город, и путешественники, направляющиеся из различных деревень, знают, что у них нет иного пути, по которому они должны следовать и который называется - Любовь».
Указанное изречение относится к отдельным человеческим личностям, но, как мы увидим ниже, характерной чертой России является то, что она есть мир, обладающий удивительной и типичной способностью думать коллективно. Русская Земля - это она думает, она страдает, плачет и молится. Русская индивидуальность всегда была и остается коллективной. Не важно, что это кажется парадоксальным: оно так. И в этом смысле, действительно, к ней подходит термин «соборный», как его понимали славянофилы. Существенная разница между коллективом и собором заключается в том, что первый, как его представляют себе Маркс и идеологи советской системы, есть уравнение без качественных точек, а второй, каким его видит Церковь и Святая Русь, есть нравственная личность, составленная из единиц, находящихся в состоянии благодати, явление духовное, метапсихическое.
|