Каруля - Катунакия - Крест - Великая Лавра
Карулии (Карулия, Каруля; греч. τὰ Καρούλια), пещеры и келлии, находящиеся на обрывистых скалах в самой юж. части Афонского п-ова, недалеко от Катунакий. Отдаленные пещеры, куда можно добраться только по цепям, называются Внутренними, или Страшными, Карулиями (в отличие от Внешних). Название «καρούλι» происходит от тур. karauli - наблюдательный пункт или от лат. carrulus - тележка, т. е. подъемное устройство, при помощи к-рого отшельники могли выменивать у рыбаков продукты на свое рукоделие.
Первые подвижники приходят в Карулии в XVIII в., в XIX в. здесь образовалось поселение, значительное число монахов составляли русские более способные, чем греки, выдержать тяготы жизни в этом суровом и изолированном от внешнего мира месте. Небольшой кириакон был освящен во имя вмч. Георгия. С кон. XVIII до сер. XIX в. Карулии находились в зависимости от Большого скита св. Анны, порядок в кириаконе поддерживал присылавшийся оттуда монах. 18 мая 1866 г. В. Л. предоставила Карулиям статус скита, первым дикеем был избран рус. мон. Иннокентий († 1901), впосл. подвизавшийся в Андреевском скиту. Он сделал щедрые пожертвования на существовавшие келлии и на строительство 2 новых.
В нач. XX в. в Карулиях жили 30 рус. монахов в 11 келлиях, в 1934 г.- 24 монаха в 19 келлиях, в 1940-1941 гг.- 28 монахов в 18 келлиях. Из рус. старцев известны схим. Феодосий, в прошлом преподаватель КазДА († 2 окт. 1937), иером. Никон († 1961), бывш. офицер царской армии, схим. Никодим, телохранитель имп. Николая II, пришедший на Афон из России пешком и подвизавшийся здесь до своей кончины († 13 февр. 1984). Совр. карульский мон. Харитон Лавриот, известный афонский фотограф, по состоянию здоровья живущий в В. Л., ухаживал за старцем Никодимом и сохранил мн. карульские святыни и нек-рые рукописи. В 90-х гг. Карулии стали местом временного проживания ряда рус. монахов, постриженных в России, ныне они подвизаются в др. местах Св. Горы. В наст. время здесь живут 4 монаха в отдельных келлиях.
Это общая карта: слева пристань Каруля - крайне верхняя точка - тропа, ведудая на Крест
(более подробная карта троп)
Каруля - Катунакия - Крест (синяя линия оканчивается на тропе ко кресту) - Великая Лавра
Предание- www.isihazm.ru
На этой тропе жил отец Тихон Русский
Отец Тихон родился в России, в деревне Новая Михайловка (она находилась на территории современной Волгоградской области - перев.), в 1884 году. Родители его, Павел и Елена, были людьми благочестивыми, а потому, естественно, и сын их, которого в миру звали Тимофеем, унаследовал их благоговение и любовь к Богу и с самого детства восхотел посвятить себя Ему.
Родители видели у своего чада великую ревность о Господе, но не решались дать ему благословение идти в монастырь, потому что он был крепок телом и имел живой характер. Они хотели, чтобы Тимофей повзрослел и умом, а затем уже решал, что ему делать. Тем не менее они благословили его на паломничество по монастырям на протяжении трех лет - с семнадцати до двадцати лет. Тогда он совершил длительное паломничество по обителям России и побывал приблизительно в двухстах монастырях. При их посещении он, несмотря на усталость от пути, не принимал тех услуг, которые оказывали странникам, с тем чтобы и самому иметь возможность подвизаться, и других не отягощать.
Однако как-то раз, оказавшись в одном селении, он сильно ослабел от голода, потому что в той местности ели только ржаной хлеб. Так как Тимофей не ел ничего, кроме хлеба, а ржаной хлеб имел неприятный запах и был похож на глину (мнение грека о ржаном хлебе, который в Греции не едят. - перев.), юноша не мог его есть и совершенно выбился из сил. Тогда он пошел к пекарю, к которому и до этого уже ходил, с тем чтобы еще раз попросить у него белого хлеба, потому что думал, что тот у себя должен был иметь хороший хлеб. Однако пекарь, еще издали заметив Тимофея, прогнал его.
Огорченный и обессилевший юноша нашел укромное место и со всей своей детской простотой взмолился: "Пресвятая Богородице, помоги мне, потому что я умру на дороге раньше, чем стану монахом. Не могу я есть этот хлеб". Не успел он закончить молитву, как внезапно является ему некая Дева со светлым лицом, дает ему булку белого хлеба и тут же исчезает! Тимофей растерялся. Он ничего не мог понять. В голове у него проносились различные догадки. Одна из них - может быть, дочь пекаря услышала его, пожалела и уговорила своего отца дать ему немного хорошего хлеба. Тогда юноша опять встал и пошел, чтобы поблагодарить его. Однако пекарь подумал, что Тимофей издевается над ним, и, разгневавшись, накинулся на него с руганью: "Иди прочь отсюда! Нет у меня ни жены, ни дочери!"
После этого, поев благословенного хлеба и укрепившись также духовно, Тимофей продолжил свое паломничество по монастырям. Однако то необъяснимое событие не выходило у него из головы. Он оставался в недоумении еще долгое время, пока один монах не дал ему книгу с русскими чудотворными иконами Божией Матери, в которой он увидел икону пресвятой Богородицы "Кремлевская". Сердце у него затрепетало от благоговения, а глаза наполнились слезами благодарности. Он воскликнул: "Вот эта Дева дала мне белого хлеба!" С тех пор он еще ближе стал ощущать присутствие Пресвятой Богородицы так же, как ребенок чувствует присутствие своей матери.
После этого он пришел на Святую Гору и, подобно невинному цветку, возрос в саду Божией Матери, преуспел и начал благоухать своими добродетелями, как мы увидим это позже.
Его первой обителью стал скит Буразери, где он прожил пять лет. Однако, не найдя здесь покоя из-за множества русских паломников, он взял благословение и перешел на Карулю , где подвизался на протяжении пятнадцати лет. Все время своего пребывания на Каруле он провел в суровых подвигах. Его рукоделием были большие и малые поклоны в соединении с молитвой Иисусовой и чтением. Книги он брал на время в монастырях, из которых получал также благословение - сухари от "избытков укрух" ("благословением" у греческих монахов называется в том числе любая материальная помощь: продуктами, вещами и т.д.; в греческих монастырях после трапезы читается молитва на благословение "избытков укрух", то есть оставшейся пищи - перев.). В благодарность за это он совершал дополнительно определенное число молитв по четкам. Таким образом он усердно подвизался, чтобы и внутренне стать Ангелом, а не только внешне иметь ангельский образ.
Предание- www.isihazm.ru
Бедный отшельник Ефрем жил в скромной келлии между скитами Катунаки и святого Василия. Его келлией была покрытая несколькими листами жести пещера, находившаяся под огромной скалой. Он жил там, терпя неисчислимые бедствия и лишения.
Раз зимой выпало много снега, и бедный старец Ефрем был полностью им засыпан. Его запасы сухарей закончились, и он оставался без пищи в течение нескольких дней. Однажды перед входом в свою пещеру он увидел мирянина, стоящего с огромным мешком на спине.
«Отче, благословите, я иду в Керасью, но так много снега, и уже темнеет. Хорошо было бы оставить мешок здесь, а забрать его завтра днем».
Отшельник Ефрем, чрезвычайно удивившись, спросил незнакомца: «Откуда ты здесь, брат мой? Как видишь, здесь нет дороги. Но входи. Здесь для тебя есть огонь, чтобы согреться. Оставь свой груз тут и возвращайся за ним в любое время».
Но незнакомец сделал вид, что спешит вернуться к монастырю святого Павла, и исчез прямо на глазах у отшельника. В тот момент, когда отец Ефрем перестал его видеть, перед ним оказался мешок. Он посмотрел: направо и налево от пещеры не было никаких следов. Открыв мешок, старец обнаружил в нем сухари и другие продукты, которыми питался, пока зимняя непогода не закончилась. Его глаза наполнились слезами радости и благодарности, и он прославил Бога и Его чудеса.
|