Паисий Величковский
Пребывание на Афоне по житию, написанному схим. Митрофаном. (перевод Василия Гирина по рукописи 279 из собрания СпбДАиС)
Смертельная опасность
Лавра Дороги Афона
А дальше, ох, братья мои, – даже не знаю с чего и начать мое трагическое повествование… В то время недалеко от монастыря Пантократор подвизались русскоязычные монахи. Путники решили прежде всего отправится к ним и разузнать – что и как. Однако они не знали, что монастырь Пантократор находился от Лавры на расстоянии – восьми часов пути…
А ведь это была не Россия! Дороги Афона очень трудны, горы, ущелья, везде камни, а солнечный жар таков, что вся трава буквально истлевает от солнца, так же, как у нас зимой от мороза! Они же не знали, как нужно беречься от жаркого влажного воздуха, да и не послушали бы, потому что это для них было бы невероятным.
(Нужно было постоянно пить немного анисовой водки, чтобы дезинфицировать желудок, чтобы поддерживать тонус организма на протяжении 8 часов непрерывного тяжелого подъема и спуска. А идти нужно было постоянно держась в тени и не пить воды из горных потоков, а только – из родников. Главное, что было для Старца «невероятным», - это самое простое и важное правило путешествия по Афону: нужно было иметь несколько пар белья и постоянно менять взмокшее от пота белье на сухое – Прим. перев. www.isihazm.ru)
Еще они не успели отойти на достаточное расстояние от Лавры, как уже были полностью мокрые от пота, а вскоре и от усталости не могли продолжать путь. Пришлось им ночевать прямо в лесу, не дойдя даже до Филофея. Все вокруг просто горело, раскаленное на солнце, поэтому они нашли холодный камень в лесу и легли прямо на нем… Так за одну ночь путники получили неисцелимую афонскую лихорадку. И вот, они больные еле-еле добрались до Панторкатора, до своих земляков….
Те же, как только поняли, что это прибыли родные соотечественники чрезвычайно обрадовались. Они думали, что отцы заразились простудой, происходящей от моря, такая болезнь быстро лечится. Но вскоре выяснилось, что путники шли не морем, а по горам и заразились в горах… - Тут горю патократорцев не было придела, они поняли, что землякам суждено умереть. Чего они только не предпринимали, чтобы спасти жизнь путников! Растирали их спиртом и пытались прогреть у огня… Это помогло отцу нашему, а Трифону – уже ничего не помогало. Пришлось позвать духовника, причастить страдальца, и через три дня он преставился.
Братолюбивые отцы придумали, как спасти Старца. Они приготовили хорошую трапезу и заставили Старца насильно поесть и выпить вино, которого он никогда не пробовал. Когда он еще кушал, возмутилась утроба его от непривычного питья. Его вырвало. Тогда отцы заставили его снова есть. Его опять вырвало. В конце концов, с рвотой вышла и зараза из его желудка. Так, по милосердию Бога, он быстро пришел в себя и выздоровел. Не теряя времени, Старец поселился там же - в одной пустой каливе…
В начало. Краткая биография
Монашеская жизнь на Афоне - исторический контект эпохи
Подробнее о переписке с Афанасием
Переход в Симопетру
Паисий Величковский. Смертельная опасность |