Афонская полунощница Христос анести!
Кончилась афонская полунощница; запылали тяжелые паникадила, лампады и величественный хорос, или огромное медное кольцо, опущенное среди церкви от самок» главного купола на медных пенях; все они загорелись множеством свеч, и в одно мгновение братство« подобно мудрым девам, украсило свои светиль ники, и весь собор священных лиц в сопутствовании игумена тронулся в притвор при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли слолоби чистым сердцем Тебе славити».
Внешняя церемония, яркое освещение собора, радостные белые облачения священнослужителей невольно потрясли мое сердце, и умилительный трепет пробежал по моим членам.
Наконец - «Христос анести!» хотя монотонно, но торжественно отозвалось в притворе, и при этих первых звуках нашей вечной, нашей всегдашней и некончаемой Пасхи загудели колокола, деревянные токи и доски чугунные, и вкруг собора загремели выстрелы из отличных арнаутских ружей и пушек и долго не умолкали, потрясая и воздух, и сердца иноков, трепетавших от радостной встречи Божественного Искупителя.
Гармонические звуки игравших металлов, тяжелые удары и гул пальбы, славословие старцев, небесная радость, разливавшаяся по их безжизненным, бледным лицам при свете бесчисленных огней, все это до такой степени растрогало и восхитило меня, что я невольно должен был сознаться в душе своей, что я в первый только раз на моем веку встречаю Пасху так торжественно и в полном значении ее слова. Моя радость довершилась, когда среди греческих томных напевов хорально раздалось на родном моем русском языке: «Христос воскресе» и прочее...
Замечательно при этом то, что на Афоне и вообще на Востоке встречать Христа не выходят по-нашему обыкновению вкруг храма, а просто в притвор только.
При начале Пасхального канона, на котором запевы у греков бывают не «Христос воскресе из мертвых», а обыкновенно: «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», мы ушли в свой храм и там распевали вполне по-русски канон Пасхи; а христосоваться ходили в собор, где дослушали и окончание Светлой утрени. Меня заняло здесь в особенности христосованье братства.
Строго держась законоположений Церкви, здесь не целуются в уста, а только в плечи. Все мы были в единственный этот день причастниками Божественной Трапезы, то есть Тела и Крови нашего Господа. Литургия совершена была в соборе.
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь |