Святейшие Патриархи на Афоне
Бывали здесь, на Афонской Горе, примеры такого удивительного смирения, что даже Святейшие Патриархи, слагая с себя высокость своего иерархического служения, в тихом и безвестном уединении проводили и кончали жизнь свою.
Один из них пас мулов, а другой на собственных плечах таскал себе пшеницу от моря на ужасную крутизну, где стояла его келлийка (в Афонском ските святой Анны); и когда в числе прочей скитской братии, насыпав торбу пшеницею, с трудом влекся по каменистой тропе на гору, усталость так его обессиливала, что он, отставши от всех присаживался на камень и горько плакал.
- Что мне будет от Бога за этот труд для плоти моей? - спрашивал старец сам себя, - такой труд, а пользы ничего; это подвиг — без венца!
Но едва он проговорил так, вдруг насупротив его с шумом оживились кусты, и прекрасный юноша ангельской красоты стал пред ним.
- Не унывай, старец! - сказал явившийся. - Каждый твой шаг изочтен пред Богом, и ничто не забыто пред Ним…
При этих словах юноша как молния исчез. Тогда старец, подняв на святейшие свои плеча торбу, весело потащился вверх, благодаря Господа и Владычицу за утешение.
Подобным образом подвизался здесь в числе работников Лакедемонский архиепископ в 1808 году, и какой-то епископ в недавних годах в соседстве с нашим монастырем. Последний при смерти только открыл себя, кто он. И сколько, может быть, есть сокровенных рабов Божиих среди недоступных пустынь и в числе нескольких тысяч иноков афонских! Это знает только Всеведущий.
Если и святейшие особы предпочитали афонскую жизнь всем жизненным выгодам и самому земному величию, значит, вы можете поверить мне в моих чувствах и согласиться в том, что я теперь стою на крайней степени земного блаженства. О, конечно так. Как, впрочем, ни счастлива, как ни богата Святая Гора обе-тованиями Богоматери, но гнев Божий иногда проявляется и на ней в тяжелых искусах и злоключениях.
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь |