Старец Феофилакт
Из скита открывается вид на величественные ущелья и крутые отвесные скалы, подножия которых резко обрываются в море. Молва говорит, что в этой пустыне подвизался некоторое время святой Григорий Палама, провозвестник благодати и нетварного Света, «монашествующих украшение».
В этом диком месте прожил два года прославленный русский подвижник преподобный Паисий Величковский, который перевел «Добротолюбие» — сборник творений отцов трезвения — на славянский язык. Быть может, он не смог найти на Афоне более безмолвного места, чем этот благословенный скит?
Здесь жили отцы, великие подвижники, отличившиеся достославными аскетическими подвигами и глубочайшей духовностью, каковы, например, учитель умной молитвы Варнава, румыны Мартиниан, Иона и Феофилакт. Большинство из них владело ремеслом резьбы по дереву: они делали расчески, ложки, ножи для разрезания бумаги.
Старец Мартиниан жил подаянием других братий. Когда ему давали какоенибудь «благословение », то есть немного еды, он отвечал на это горячей благодарностью: «О! Бог да воздаст тебе! Как твое имя? А имена отца и матери? » — старец спрашивал имена, чтобы молиться за этих людей и поминать их.
Отец Иона был образованным человеком. Он имел диплом политехнического института и в безмолвной и трезвенной атмосфере пустыни святого Василия занимался серьезными переводческими трудами. Он перевел на румынский язык книги святого Никодима Святогорца и другие святоотеческие творения.
Старец Феофилакт был святым образцом в сонме небесных жителей скита. Рассказывают, что однажды он вышел из своей каливы и заметил раненую косулю, со сломанной ножкой. Он подошел к ней и заговорил сочувственно, как с человеком: «Приляг, я перевяжу сломанную ногу, и тебе станет полегче».
Косуля послушалась и спокойно прилегла. Старец со всей своей любовью ко всякой твари и милосердным расположением сердца взял две тростинки и полоску ткани и перевязал сломанную ногу бедного животного, словно искусный врачортопед. Затем он жалостливо погладил ее и сказал: «Иди теперь, хорошая моя, с благословением Пречистой, и возвращайся через 3040 дней, чтобы я снял повязку».
И действительно, не прошел еще определенный старцем срок, как косуля пришла к его каливе! Он снял ортопедическую повязку. Животное было совершенно здорово… Кончина этого достигшего святости человека была поистине святой. В последние минуты лицо его просияло, как ангельский лик. Оно напоминало сверкающий месяц.
В этом благословенном скиту прожил многие годы и старец Иосиф, пещерник и безмолвник. Он собрал на некоторое время в качестве опыта, скажем так, некое содружество монахов единомышленников, которое составили отец Герасим Менайас, а также Спиридон Афанасий Камбанаос, лаврский врач, и фармацевт Афанасий Вальсамакис.
Все они предавались самому суровому подвижничеству. Обыкновенно старец давал им на целый день консервную банку размоченных сухарей. Монахи следовали молитвенному распорядку, который он определил для них: следовало совершать все службы по четкам, совершенствуясь в искусстве благоразумного молчания.
В пустыне святого Василия отец Герасим прожил приблизительно двадцать пять лет.
В подвижнических каливах и окрестных пещерах жили в его время многие известные пустынники, украшенные разнообразными дарованиями, каковы, например, старец Херувим, отец Ефрем, отец Герасим. Старец Херувим достиг степени совершенного нестяжания. Однажды, когда он изза снегопада оказался отрезанным от остальной братии и остался на неделю без пищи, то сподобился принимать ангела Господня в образе монаха, принесшего ему еду. Отец Ефрем жил в пещере. Отец Герасим сочетал в себе удивительные теоретические познания в науке добротолюбия с такою же внутренней жизнью.
К оглавлению книги
Вторая мировая война и Афон. Истрический контекст
Скит Василия Великого описание |