Приди, брат, и забери меня!
«Благо мне, яко смирил мя еси» как сам отец Герасим рассказывает в своих письмах, его донимали симптомы многих болезней, угрожавших здоровью, состояние второго ухудшалось в пещере святого Афанасия день то дня. Однажды, во время острейшего кризиса своей болезни, монах попал в больницу Лавры.
Оттуда он написал об этом отцу Андрею в монастырь святого Павла, прося его: «Приди, брат, и забери меня». Тогдашний игумен монастыря святого Павла, Серафим, старался всевозможными способами ухаживать за больным и облегчить его состояние. Все считали его братом этого монастыря.
Однако сильно пошатнувшееся здоровье вынудило отца Герасима уехать в Афины, чтобы там лечиться и восстановить силы. Это было в 1950 году. Но душевная боль монаха была сильнее телесной, так как он покидал столь дорогое ему безмолвие, спокойствие и тишину афонской жизни.
Он лечился в доме своей сестры, находившемся в квартале Киприаду. Мног мир любящим закон Твой... Мир... который превыше всякого ума, плод Святаго Духа и безмолвия, светился на его лице, и это могли видеть все.
Кроткий, ласковый, приветливый, любезный, он легко и естественно исполнял пастырское служение, даже когда сам не предполагал этого. Толпы верующих христиан приходили к нему, чтобы получить его благословение и унести с собою его слово благо. Двадцать пять лет аскетической жизни сделали убеленного сединами старцапустынника «таинственным виноградником».
Чаще, чем вокруг чеголибо другого, его беседа вращалась вокруг главного стержня духовной жизни христиан, будь то монахи или миряне, — вокруг молитвы.
«Молись — повторял он многим, кто приходил повидать его, — непрестанно молись этой великой молитвой: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". Но, когда читаешь эту молитву, следи, чтобы она проходила через твое сердце, словно нож».
Следуя учениям других отцов и основываясь на духовном наследии старца Каллиника, отец Герасим сам жил согласно «Добротолюбию» и учил других непрерывной молитве. Его изречение: «...следи, чтобы она проходила через твое сердце, словно нож», — на языке «Добротолюбия» означает: «Сосредоточь ум в сердце своем». Молитва должна сопровождаться вниманием и трезвением. Эта встреча ума и сердца порождает сочувствие, умиление, сокрушение, боль, страх, любовь к Богу, слезы и соединение всех сил души ради одной цели — единения с Господом Богом.
|