Тропарь, глас 4 Яко Света Трисолнечнаго зритель и таинственнаго Богословия сказатель, освящение Симеоне, отче наш, испроси душам нашим просвещения свыше и страстей отгони от нас мглу, яко бо, служиґтель велий Христов, всем подаеши полезная, преподобие.
Кондак, глас 2 Яко Богослов Божий Божественнейший и молитвенник наш веґлий ко Господу, присно, Симеоне, моли даровати нам грехов прощеґние и живота исправление, преподобие.
Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Симеона Нового Богослова
Память: 12/25 марта
Преподобный Симеон, Новый Богослов, родился в 949 году в меґстечке Галате в Пафлагонии (Малая Азия) от богатых и знатных роґдителей Василия и Феофании. Большая часть жизни преподобного Симеона совпала с одним из лучших периодов византийской истоґрии, когда царствовал император Василий II (976-1025).
Одиннадцатилетним подростком, сочетавшим в себе большие способности и кроткий, благоговейный нрав, преподобный Симеон был отправлен в Константинополь для обучения в столице. Закончив так называеґмые грамматические курсы, юноша был лично представлен импераґтору, который включил его в число царедворцев.
Перед молодым чеґловеком открывалась блистательная карьера на государственном поґприще, к которой его усердно склонял занимавший важное место при дворе родной дядя. Но к иному были направлены желания и помыслы благочестивоґго юноши, не прельщенного суетностью столичной жизни. Под влиґянием духовных книг молодой человек стремился вступить на путь иночества. Господь послал ему в духовные руководители престареґлого монаха Студийского монастыря Симеона Благоговейного.
Богомудрый старец отговорил его от поспешных решений, советуя вооружиться терпением в ожидании того момента, когда благие устремления юной натуры превратятся в глубоко осознанную внутґреннюю потребность и жизненную необходимость. Внимательно наблюдая за развитием своего послушника, пребывавшего в миру, старец Симеон наставлял его в чтении духовґной литературы, помогал душеполезными назиданиями и советами.
Один из таких советов стал для преподобного Симеона руководяґщим правилом всей его жизни: внимать и слушаться совести, котоґрая является гласом Божиим в душе человека, внушает ему лишь то, что приближает к Богу. Вступив на путь суровой аскезы, преподобный Симеон ограниґчил себя хлебом и водой, все более и более углублялся в молитву во время продолжительных ночных бдений. «Слезы текли из его глаз, он умножал коленопреклонения, как если бы Господь присутствоґвал Сам, и молитвенно призывал Матерь Божию» — так, повествуя словно о некоем вымышленном юноше, преподобный Симеон рассказывает о своих молитвенных подвигах.
Он сподобился благодатного просветления, во время которого ощутил себя окруженным неземным светом, «перестал ощущать и себя, и все окружаґющее». Такого рода подвижничество редко обходится без искушений. Не избежал их и преподобный Симеон. По прошествии шести лет жизни в Константинополе и постоянного общения со своим духовным отґцом ему пришлось уехать к себе на родину, где он переменил образ жизни, поддавшись многим соблазнам.
«Я был в таком состоянии, как если бы никогда не понимал или не слыхал святых слов Христоґвых, — писал впоследствии преподобный Симеон. — Но любовь и вера ко святому старцу осталась в моем несчастном сердце. И из-за нее, я думаю, Человеколюбивый Бог после прошествия стольких лет помиловал меня по его молитвам».
Восприняв свое избавление от пут зла как великую милость блаґгодатного Промысла, преподобный Симеон принял твердое решеґние вступить на иноческий путь.
С благословения старца Симеона он стал послушником Студийского монастыря в возрасте двадцати семи лет. Здесь он следовал наставлениям своего духовного отца столь усердно, что вызвал неудовольствие со стороны игумена моґнастыря, который изгнал его из обители. Перейдя в соседнюю небольшую обитель во имя святого Маманта, именуемую Ксирокеркской, молодой послушник принял монашество. Предаваясь уедиґнению, чтению и богомыслию, он целыми неделями соблюдал строґгий пост, вкушал одни овощи и семена, лишь по воскресеньям приґсутствуя за братской трапезой.
Малое время, отведенное для сна, он проводил на полу, подстилая овчину поверх рогожи. Никогда не произносил праздных слов, хранил трезвенное самоуглубление и стаґрался не выходить из своей кельи. Принимая священнический сан в таком благорасположении, преподобный Симеон вторично сподоґбился великой Благодати Божией: во время рукоположения он ощуґтил себя озаренным и проникнутым неземным духовным светом. Эта милость была воспринята им как знак особой ответственности, леґжащей на совести пастыря стада Божиего, который «должен быть чист и телом, и тем паче душою, не запятнан никаким грехом, смиґренен по внешнему нраву и сокрушен сердцем по внутреннему настроению».
По свидетельству сподвижников преподобного Симеґона, во время принесения Бескровной Жертвы лицо его становилось ангелоподобным и излучало такой яркий свет, что на него трудно было смотреть. В 980 году, когда преподобному Симеону исполнился тридцать один год, монахи обители святого Маманта избрали его своим игуменом. По свидетельству Никиты Стифата, автора Жития преґподобного Симеона, Нового Богослова, монастырь святого Маґманта был в то время «не столько прибежищем и стадом монахов, сколько местом жительства мирских людей», что же до монахов из немногочисленной братии, то они «страдали от духовного голода».
В своем первом Огласительном слове «О любви», адресованном братии монастыря, преподобный Симеон призвал монахов полоґжить начало новой жизни в совершенной любви к Господу и людям. Приступив со страхом и благоговением к исполнению своих игуґменских обязанностей, преподобный Симеон сделал предметом своґих постоянных забот не только духовную, но и хозяйственную жизнь обители. Монастырь святого Маманта нуждался в то время в серьезґных восстановительных работах, ибо большая часть монастырских зданий пришла в негодность.
В конце концов обитель была обновлеґна, монастырская церковь отремонтирована, в ней был постлан мраґморный пол, стены украшены иконами, а для богослужебных нужд была приобретена вся необходимая утварь. Улучшена была и монастырская трапеза. Со временем преподобному Симеону удалось превратить монасґтырь святого Маманта в цветущую обитель с многократно увеличенґным числом насельников. Имя преподобного Симеона приобрело известность среди жителей Константинополя.
За духовным руководґством к нему обращались многие высокопоставленные лица. Однако нововведения преподобного Симеона, требовавшего неукоснительного соблюдения строгого монашеского устава, оказались не по силам для некоторой части насельников святой обители. Дело дошло до открытого выступления тридцати монахов, дерзнувших подать жалобу на своего игумена Патриарху Конґстантинопольскому Сисинию II (996-999). Внимательно во всем разобравшись, Патриарх распорядился наказать жалобщиков изгнаґнием из монастыря и полностью поддержал преподобного Симеона, который, однако, по великой доброте своей простил своих недругов и сумел уговорить Патриарха вернуть заблудшее стадо в лоно родґной обители. Через несколько лет, в 1005 году, преподобный Симеон передал игуменство своему ученику монаху Арсению, а сам поселился в одиґнокой келье при монастыре для неотлучного пребывания с Богом в молитве и богомыслии.
С этого времени начался новый этап в жизни святого подвижґника. Дар учительства, который прежде выражался в частных и церковных поучениях, раскрылся теперь во всей своей полноте в многочисленных писаниях, дошедших до нас под общим названием «Слова преподобного Симеона, Нового Богослова». В это же время он приступает к написанию своих замечательных «Гимнов», законґченных уже позже, в период своего изгнания. Изгнание преподобного Симеона из возрожденной им обители святого Маманта явилось результатом двухлетних преследований со стороны митрополита Никомидийского Стефана, человека хотя и образованного, но завистливого, весьма ревниво относившегося к славе богомудрого затворника. После тщетных попыток обнаружить что-либо предосудительное в писаниях и жизни преподобного Симеона митрополит Стефан придрался к установленному преподобным обычаю праздновать память своего духовного наставґника Симеона Благоговейного.
Сочтя этот обычай чрезмерно торґжественным и необоснованным, митрополит Стефан, заручившись поддержкой отдельных архиереев, поднял кампанию против препоґдобного с такой шумихой, что в дело пришлось вмешаться самому Патриарху. Последний не усмотрел ничего зазорного в почитании преподобным Симеоном своего учителя, но, желая положить конец смуте, предложил ему найти себе место для жизни подальше от Конґстантинополя. Так преподобный Симеон оказался в пустынной местности, принадлежавшей одному из его почитателей, Христофору Фагуре, который предоставил ему возможность жить при небольшом храме во имя святой Марины. Он же выделил необходимые средства для основания обители, в которой преподобный Симеон собрал новое братство, установил в нем строгий устав и вновь удалился в молитґвенное уединение. Здесь в тишине затвора, изредка нарушаемой приходящими за духовным наставлением, преподобный Симеон всецело предался богословскому и поэтическому творчеству.
Молитвенные гимны, воплощенные им в стихотворной форме, охватывают широкий круг богословских тем, таких, как Святая Евхаристия и другие Таинства, монашество и мир, сознательный мистический опыт просветления и обожения, тайна спасения, учение о Пресвятой Троице и многие другие. Основной пафос и главная отличительная особенность богословского учения преподобного Симеона, Нового Богослова, заключаются в утверждении возможности ощутить и воспринять Бога еще в этой жизни — обожения, достигаемого посредством покаяния и причащения Телу и Крови Христовой. «Не говорите, — пиґшет он, — что невозможно принять Божественный Дух, не говориґте, что без Него возможно спастись, не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная, не говорите, что Бог невидим людям, не говорите, что люди не видят Божественного света или что это невозможно в настоящие времена! Это никогда не быґвает невозможным, друзья! Но очень даже возможно желающим» (Гимн 27-й).
С особенной силой преподобный Симеон призывал своих братьґев следовать за Христом, Который есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Но это невозможно без созидания в себе сокрушенного и смиґренного сердца. Смирение является «главной чертой христианина», мерой его близости к Богу, точно так же, как гордость есть мера удаленности от Бога. «Пусть некто возьмет все свое имущество, — пишет Симеон, Новый Богослов, — и раздаст бедным, пусть поґстится, совершает бдения, спит на голой земле, творит молитвы день и ночь, а не взыщет от Бога стяжать себе сердце сокрушенное и смиренное, такой не получит никакой пользы от трудов своих» (Слово 31-е).
Вся жизнь преподобного Симеона, Нового Богослова, явила ярґкий пример стяжания смиренного и сокрушенного сердца. Последние тринадцать лет жизни в изгнании были отмечены исполнением многочисленных предсказаний и исцелениями по моґлитвам преподобного, советовавшего помазывать болящих елеем из лампады, теплившейся перед образом святой Марины. 12 марта 1022 года в возрасте семидесяти трех лет преподобный Симеон преставился ко Господу. Автор его жизнеописания Никита Стифат свидетельствует, что день кончины преподобного был зараґнее им предсказан. Тридцать лет спустя были обретены святые мощи преподобного Симеона.
Память его совершается 12 марта, в день преставления, а также 12 октября, так как день преставления приходится на период Великого поста.
|