Высота Афона
Высоту Афона трудно определить с геометрическою точностью. Знаменитый Гумбольдт полагает отвесной в нем высоты 2 065 метров; русские афонцы, по глазомеру вероятно, тоже возводят высоту Афона до трех верст.
Со своей стороны я не могу ничего сказать про Афон в этом отношении; искренно только сознаюсь, что единственная в своем роде гора, и гора к тому ж святая, замечательна еще тем, что из нее в древности, по предположению Динократа, предлагаемо было Александру Великому иссечь статую, держащую в своих руках город. Мысль не статочная в исполинском исполнении своем по проекту бессмысленного чудака-ваятеля греческого, силившегося усвоить себе славу вавилонского столпотворителя!
Вершина Афона в значительном объеме по скату сложена из чистого мрамора; темя ее чрезвычайно сжато и в длин пике, и в поперечнике, так что небольшая церковь заняла почти все его пространство. Церковь воздвигнута в честь Преображения Господня, но когда, этого не мог я узнать. Длина ее, и с притвором, не более трех сажен [6 м]. При ней с запада устроен небольшой водоем, который от снегов и дождей в наше время был со значительным запасом холодной воды.
Прежде всего по приходе сюда озаботились мы переменою смокшего белья, разложили огонь и, сколько душе было угодно, стучали в небольшое чугунное било, звуки которого мелодически терялись в светлых высотах, не долетая до низменных скатов и дремучих лесов, опоясывающих гору с южной стороны. Потом мы вошли в церковь, в которой было чрезвычайно сыро и холодно.
Засветивши огонь, мы тотчас же открыли и осмотрели храм. Икон в иконостасе нет; три только картинки составляли всю красоту церкви, из которых одна прибита в углу северной части иконостаса, а последняя в алтаре над престолом. Стены церкви исчерчены углем с означением имен приходивших сюда поклонников, точно так же, как и в церкви Богородичной под горою.
По обычном поклонении святому престолу я озаботился высушиванием его покрывал, покровцов и святого антиминса. Все эти принадлежности священнослужения я вынес на открытый воздух, и представьте мое удивление при взгляде на святой антиминс: он русский!
- Какими судьбами, — воскликнул я, — эта драгоценность перенеслась с низменностей православного Севера на заоблачную высь священного Афона!
С благоговением раскинул я под солнышком, ярко и светло игравшим, эту напрестольную святыню и прочел на верху ее следующую надпись:
«Антиминс, сиесть трапеза священная на приношение безкровныя жертвы в Божественной Литургии освятися благодатию Пресвятаго и ивотворящаго Духа; сего ради имеет власть священнодействовати во храме, верху Афона, Преображения Господня».
На нижней части святого антиминса напечатано:
«Повелением Благочестивейшая, Самодержав нейшия, Великим Государыни нашея Императрицы Елисаветы Петровны, всея России, благословением Святейшего Правительствующего Синода, лета мироздания 7250, от Рождества Христова 1742, Индикта месяца Июлия в день..
На нижней кайме святого антиминса подпись
Греческая…
Потир, дискос и звездица из олова, утварь ветха и очень проста, да лучшей и не нужно там, где служба бывает только в храмовой праздник, б августа, когда стекаются сюда со всей Горы усердные иноки и, совершая всенощное бдение и Литургию, спускаются вниз к Богородичной церкви обедать, потому что на самую вершину трудно заносить съестные припасы, да негде и готовить.
Служат здесь, впрочем, и в простое время приходящие поклонники, но очень редко. Исправивши все в церкви, мы прочли в ней акафист Сладчайшему Иисусу; с чувством излили признательные сердца наши пред Царицею Небесною и помолились о спасении и мире всего мира, а потом, по выходе, разбрелись по сжатой вершине вдохновительного Афона. Некоторые между тем начали начертывать имена свои на твердом камне.
Я высек мое памятное клеймо на одном из осколков мрамора, обозначив имя, звание и самое место моей родины, с целью передать скромное воспоминание о мне случайным пришельцам сюда из далекой Вятки, которые, конечно, не забудут моего имени и молитвенно помянут меня там, где и я, хоть недостойно, но в простоте веры и с искренним чувством сложил мои грешные прошения о всех и за вся.
Письма святогорца к оглавлеию I части
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь |