Кавсокаливский скит и дальнейшее странствие по Афону
Я расстался с вами в прошедшем письме моем у Кавсокаливского скита; значит, надобно же кончить мое путешествие…
Кавсокаливский скит основан преподобным Максимом, жизнь которого протекла в беспрерывных подвигах и в бесприютном странствии по Афону. Он имел два обыкновения, казавшиеся странными для его современников. Будучи гол и беден как инок, он на зиму, или лучше сказать, когда приходило ему на мысль, строил себе из ветвей каливу, то есть шалаш, сзывал братьев полюбоваться на его жилище; но едва они удалялись от него, святой Максим зажигал шалаш и уходил в иное место.
Другое обыкновение было еще страннее: там, где основы нал себе каливу, вырывал он и могилу и каждый день ходил к ней, исправлял панихиду по душе своей и горько плакал, ложась в гроб и пропевая трогательные надгробные песни: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим» и следующие за тем стихи.
Более и чаще всего он притворялся юродивым, но его дивные опыты в созерцательной жизни, его ум, просветлившийся в постоянных молитвенных беседах с Богом, поставляют его наряду с лучшими писателями подвижничества. Его творения и краткая биография помещены в «Добротолюбии».
Каков был сам святой Максим в жизни, таковыми он делает и своих скитников, так ограничивши их в отношении житейских попечении, что даже не позволяется никому иметь здесь ни сети для рыболовства, ни каика, несмотря на то что скит расположен на прибрежной скале и море могло бы доставлять ему временное утешение в сытной трапезе.
Рассказывают, что один пошел было вопреки завета скитского и купил себе небольшой каик в намерении заняться рыболовством; но едва только подвел он каик к берегу и прицепил его крепкою вервию к скале, разыгралось море и налетевшая волна сорвала с привязи легкий каик, унесла в море и не более как чрез час вдребезги разбила его о прибрежный гранит. С той поры завет преподобного Максима строже прежнего хранился и хранится скитскою братнею.
Келлий в Кавсокаливе считается до 35, а подвижников до 80 человек. Местность скита на южной стороне горы, при самом море, почему этот скит поставляют в равной аскетической степени со Свято-Аннинским. Человек до пяти есть здесь русских. В келлии одного из них мы нашли живописное изображение на камбале (рыбе): с лицевой стороны Господа Вседержителя, а с другой - Богоматери. Эта редкость занесена с самого Севера на Святую Гору Афон: камбалу ловят в Архангельске и далее, до Соловецкой даже обители.
Путь от Кавсокаливского скита до пещеры преподобного Нила живописен и довольно труден. При пещере Ниловой есть келлия во имя Всех святых (самый день нашего сюда прихода): мы подоспели сюда на праздник. Отшельники (их четверо) нас приняли со всеми знаками усердия, приветливо угостили, и старший из них (болгарин), понимающий русскую беседу и довольно хорошо объяснявшийся на нашем родном языке, провел нас в самую пещеру, которая отстоит от келлии на четверть часа.
Письма святогорца к оглавлеию I части
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь |