Пещера Нила мироточивого афон
Пещера преподобного Нила иссечена в отвесной скале над небольшим заливом, где был, по преданию, высажен на берег преподобный Петр, первый афонский молчальник. Сто четырнадцать ступеней сводят пришельцев к церкви, которая воздвигнута в небольшом объеме над могилою преподобного Нила.
От нее, близ северной стены, начинается подъем по 27 ступеням в самую пещеру, в которой уединялся строгий афонский подвижник XVI века.
Рассказывают, — «по смерти Бог прославил останки его точением целительного мира, что привлекало сюда страдальцев из самых отдаленных стран Востока.
Оставшийся после святого Нила ученик, видя чудеса и не вынеся молвы стекающихся поклонников и хворых, будто бы осмелился однажды, ставши над гробом мироточца, упрекнуть его за то, что, уча его при жизни смирению и сам подавая изумительный образец искания славы только небесной и удаления себя земной, по смерти забыл то и славою имени своего наполнит скоро весь мир.
Послушный Нил с тех пор не стал чудодействовать в своих мертвенных останках."
Часть его головы и теперь хранится при его пещере, а остальные мощи в Лавре святого Афанасия, которой принадлежит келлия и самое место, где она воздвигнута и где безмолвствовал преподобный Нил.
Отсюда можно было и следовало бы нам пройти к пещере преподобного Петра Афонского, но товарищи мои, утомленные дорогою, не согласились, как я ни убеждал их, со своей стороны, почтить пустыню первого подвижника Святой Горы. Делать было нечего: я уступил требованию усталых поклонников и вместе с ними направился к Лавре святого Афанасия. Солнце уже село, когда мы вступили в портик лаврский, и после утомительного дневного странствия сладко отдохнули и освежились.
Наутро следовал Петров пост...
Перед ужином беседы наших русских меня чрезвычайно заинтересовали. В одно с нами время пришли в Лавру и сардары, то есть охранители Святой Афонской Горы; при них была собака. Пока набирали стол, собака, почуяв запах макарон,подошла к столу, я приласкал ее, и она спокойно растянулась при ногах моих. Я не переставал гладить цербера.
- Если кому, так тебе бы, как агиориту (святогорцу), надобно было собою пример подавать, - сказал мне один из русских, — а ты между тем первый на грех. Что это значит, - воскликнул с сердцем русский - для чего ты касаешься этой погани?
- Собака — тварь самая ничтожная, она если вбежит в церковь, так надобно делать священие; видно, что гадкая тварь. К тому же подают ужин, а ты гладишь тут собаку. Это не по-христиански!
- Помилуйте, да что за поганая тварь собака? — возразил я.
- Поганая, да и только, - отвечал седой паломник, — если вблизи есть собака, не следует читать и «Отче наш», оттго что собака — погань и все сквернит, — прибавил он и отодвинулся от меня.
Я горько улыбнулся. Все мои убеждения, самая красноречивая диссертация о достоинстве собак были единогласно опровергнуты русскими поклонниками, и я, вымывши руки, молча сел за изготовленный ужин. Предубеждение моих товарищей против меня и против собак столь было сильно, что мы сделались за ужином скромными молчальниками.
Лозное только могло помирить нас, и звучные беседы, как и прежде, посыпались из наших разгоревшихся уст.
Письма святогорца к оглавлеию I части
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь |