Путь от Лавры Афанасия Афонского к Иверу
22 мая утром после легкого завтрака мы отправились по пути к Иверу, где имели намерение провести вечер и ночь у своих знакомых. Чрез два часа ходу от Лавры св. Афанасия Афонского мы достигли до живоносного источника, чудесно изведенного из треснувшей скалы силою Божественной Марии, о чем я уже говорил в настоящем письме.
Источник быстр и шумен, вода в нем чрезвычайно холодна, кристаллически и не иссякая струится, и даже с целительными силами для всех, кто в простоте сердца и веры ищет от Пресвятой Девы-Матери помощи в какой бы то ни было болезни.
В память явления на этом месте святому Афанасию Афонскому Божией Матери воздвигнута в честь Ее небольшая церковь с неугасимою лампадою пред иконою, изображающею свершившееся здесь чудо. При пути устроена открытая галерея для отдыха пришельцев и поклонников и особенно в летнюю пору, когда жара бывают утомительна и едва выносима.
По обычном поклонении во храме мы живительными струями чудотворного ключа утоляли жажду, плескались в нем как утки, некоторые, раздеваясь, становились под желоб, чрез который шумно он скатывается в глубокую дебрь, и в заключение согрели самовар и напились чаю.
Галерея вся исписана именами бывших здесь поклонников с означением их отчизны и времени посещения этого строгого по виду и дикой пустоте места. Неугасимую лампаду теплят здесь иноки соседней келлии, живописно рисующейся на незначительной высоте прибрежного холма…
Близ живоносного ключа по пути в Ивер где-то уединенно стоит келлия русского инока Филимона, у которого мне хотелось побывать; но, к сожалению, я не мог удовлетворить в настоящее время моему давнему любопытству, потому что мои товарищи, утомленные дорогою, торопились в Русик, особенно при донесшемся до нас слухе, что поклонничеокий корабль на днях отходит в Константинополь.
Филимон, как мне рассказывали, человек чрезвычайно занимательный своим характером и образом странной своей жизни.
Он крайне добр, приветлив и угостителен до излишества. Для всех и каждого из прохожих у него отворена странноприимная дверь; все, что есть за душою и в клети, открыто на столе, в силу подвижнического законоположения в отношении странноприимства, и вдобавок к этим отличительным его доброго характера в нем в высшей — «а любознательность, страсть к глубоким рассуждениям всякого рода, а тем более к догматическим, следствием чего по необходимости бывает жаркий спор его с гостями и желание оставить победу за собою..."
Он нигде не занял систематически образования. Трудолюбие его необыкновенно, сила исполинская, так что он один за пятерых отвечает в каких бы то ни было работах. Набожность его трогательна: он любит молиться вслух, читает акафист Богоматери каждодневно нараспев, и часто слезы умилительного чувства сопровождают его молитвенные подвиги.
При всем том он не любит жить в обществе, а тем более в зависимости. Каких, подумаешь, нет людей у Бога! Жаль, что я не мог видеть в нынешнее мое странствие Филимона.
Письма святогорца к оглавлеию I части
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь |