Иверон у северо-восточного склона Афонской Горы
Монастыри Каракалл и Филофей остались у нас в стороне. К вечеру 22 мая мы подошли к Иверу. На взморье, не доходя четверти часа до монастыря, мы отдыхали при скромной часовне, воздвигнутой в память явления иконы Иверской Божией Матери на том самом месте, где она была принята с моря святым Гавриилом, иверским пустынником.
Мимоходом мы навещали и Климентово пристанище, где, по преданию, Божия Матерь ступила на Афонский берег. Вблизи Ивера нам была также показана на возвышенном холме келлия святого Патриарха Григория, который уединялся здесь в двукратное изгнание свое с кафедры Константинопольской. Патриарх Григорий впоследствии был убит турками, в 1821 году, а ныне покоится в Одессе в греческой церкви….
Ивер расположен на низменном прибрежье северо-восточного склона Афонской Горы и считается одним из первых здешних монастырей по своей исторической знаменательности и по богатым дачам, особенно в Москве на Никольской улице, но в аскетическом отношении далеко уступаёт он если не всем, то многим монастырям, не говоря об общежительных, которые строгостью жизни и законоположений имеют значительное превосходство пред всеми штатными…
В Ивере приняли нас радушно. Здесь мы сладко отдыхали и угощались у епитропа, архимандрита Гавриила, с которым я сошелся еще в Одессе, а потом на одном корабле неслись от Константинополя до Святой Горы.
Отец Гавриил пять лет находился на своем Иверском подворье в Москве для священнослужений и возвратился на Святую Афонскую Гору по истечении своего срока; с ним вместе был и диакон Вениамин, который очень хорошо изучил русский язык, тогда как архимандрит может выговаривать только несколько несвязанных речений…
После утрени 23 мая мы приложились ко святым мощам, обозрели соборный храм и трапезу, а потом пошли в параклис, где стоит местная чудотворная икона Иверской Божией Матери. Собор византийского характера и очень хорош. Меня заняла особенно наружная его галерея своими символическими, библейскими и вообще историческими изображениями.
На потолке этой галереи Псалтирь Давида олицетворена в хороводах играющих и скачущих дев и юношей, между которыми ликует и сам вдохновенный пророк в облачении.
Наравне с этою картиною, если еще не более, занимает воображение Первый Вселенский Собор, на котором ревностный по Боге и Православию святой Николай Мирликийский замахнулся рукою на безумного Ария. Смотря на эту историческую сцену, кажется, таишь дыхание: ждешь — вот раздастся по галерее звук святительского вразумления заблудшему.
На северо-западном углу собора поразителен вид Господа Иисуса, живописно изображенного во весь рост. Есть предание, будто кто-то молился долго и усердно Богу, прося Его явить, каков был Господь Иисус Христос в воплощенном виде, и тайный голос объявил неотступному молитвеннику:
- Иди на Афонскую Гору, в Иверский монастырь; там при северной двери, вводящей в притвор собора, ты найдешь Мое изображение во весь рост; смотри на него: таков Я в воплощенном виде!
За подобное предание не ручаюсь, тем более что сохранившееся и даже печатно выходившее у нас в России описание вида, роста, цвета волос, бороды и лица Иисусова нимало не соответствует здешнему изображению. И то еще удивительно: к чему такое желание в человеке узнать действительный вид Богочеловека?
Будет пора, увидим не в тонком видении или дремоте, не в отражении или тени, а лицом к лицу нашего Господа; значит, взамен суетного любопытства своего лучше возвышаться по степеням духовной деятельности, и стараться достичь в меру возраста Христова, и здесь еще уподобляться Ему, дабы можно быть в свое время сцарственниками бесконечной Его славы.
Впрочем, вера все может, чего бы ни захотело сердце наше, и всякое предание, конечно, не без исторической вероятности.
Письма святогорца к оглавлеию I части
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь |