Надписи языческих мудрецов параклисе Афонской Иверской иконы
Рассматривая в параклисе Афонской Иверской иконы надписи языческих мудрецов, присутствие которых при храме христианском невольно изумит простое воображение и сердце, как себе объяснить загадочную мысль художников, поставивших здесь, при дверях нашего храма, это языческое сборище? Высокопреосвященный Филарет превосходно объяснил и разгадал эту загадочную мысль Царственному Паломнику московских святынь, Государю Наследнику.
С благоговением припоминая себе здесь объяснения Высокопреосвященного Филарета, я сознавался, что действительно, как ни высока для современников была мудрость языческих философов, как ни силились они собственным разумом проникнуть в таинства Божественной мудрости, но без светильника веры, без откровения, они едва-едва могли стать только при первых ступенях христианского любомудрия; были уже близ храма истинного образования и небесной мудрости, но без света веры, при случайных озарениях собственного только разума они не только не нашли в него двери, но и навсегда остались вне храма точно так же, как и здесь, при Иверском параклисе на паперти, несмотря на то что один бы только шаг, и они во храме, и несмотря на то что каждый из них проговорил что-то похожее на небесную истину.
По обозрении афонского монастыря отец архимандрит пригласил нас на чай, пред которым была подана рака, по обычаю Востока, с глико (варенье) и с кружкою холодной воды. Фондарик (приемная комната), где принимал нас наш знакомец, был убран картинами русской-печати; они изображали события 1812 года, то есть поражение гордого Наполеона на снежных равнинах России.
Между прочим в коридоре, отделявшем фондарик от частных келлий, меня изумил попавшийся сюда живописный портрет нашего красноречивого латона, митрополита Московского, пред которой благоговейно стоял, радуясь, что этот лик великого мужа явился здесь на утешение наше, вдали от нашей родины.
К вечеру 23 мая мы были в келлии русских отшельников Кореневых, о которых я думаю, если Бог даст жизни и здоровья, поговорить с вами в следующем письме, потому что они этого достойны по своему прекрасному характеру; да кроме того, мне хочется ознакомить вас и с келейною здешнею жизнью, ее уставом и законоположениями. Пора отдохнуть.
Письма святогорца к оглавлеию I части
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь |