Жизнь на келлии на Афоне одному очень трудна
Жизнь на келлии на Афоне одному очень трудна, даже и опасна; но двоим или троим, не более, отшельникам считается царскою, то есть спокойною, тихою и чуждою приражений лукавого. Уныл ли один из них — другой готов поддержать изнемогающего; заболел ли — есть кому озаботиться спокойствием страдальца. Труды, радость и огорчения, — все делится дружеским сердцем, и самая молитва составляет утешение их отшельнических душ. Но горе, как восклицает святой Лествичник, единому!..
Найдет ли брань, грусть и уныние - с кем поделиться чувствами? Кто поддержит в падении и кто утешит в страдальческом горе? Впрочем, если много на келлии братии, она также не имеет своего существенно-го достоинства, затем что там могут быть своего рода неприятности, расчетливость и тому подобное.
Опытные афонские старцы на этот раз поступают так: сами принимают духовное предстоятельство над всеми подручными; но братство так приведено в постепенность и зависимость между собою, что первому из братии подчинен второй, духовным поручительством при пострижении в монашество; второму третий, третьему четвертый, и так далее, так что они все между собой связаны неразрывною цепью духовной зависимости и подчинения одного другому.
Представьте себе, что третий из братии не хочет слушать первого. Первый относится ко второму, который подчинен ему правами пострижения, и требует, чтобы третий брат, давший обеты безусловной покорности второму, исполнил волю первого из них. Эта постепенность зависимости одного от другого устраняет всякую неприятность в братии, да кроме того, облегчает и обязанности старца, который составляет у них уже как бы главу отшельнического семейства.
Бывает два брата единомысленные составляют братство, которое в единении духа и в дружеской связи между собою, представляет совершенно ангельское общество, так что нельзя не восхищаться образцами такой жизни.
Письма святогорца Часть II
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь |