Страх Божий – что это такое?
Инок афонец - мертвец
2) «Отец Василий (проводник г. Д.) вполголоса упрекал себя за грешные мысли и за слова, которые чуть не произнес вслух и находил грешными. Беспокойство и робость заметны были во всех его движениях. Я видел в нем печальное изображение человека, единственно занятого своими грехами и трепещущего об участи души своей, не стараясь делами упрочить будущего ее блаженства» (с. 163).
Объясните мне, друзья мои, что составляет отличительную черту подвижнического характера и какие условия к очищению себя от грехов и к достижению чрез то Царствия Божия? Если плач, вздохи и крушение духа о заблуждениях минувших наших дней нимало не относятся к добрым делам, к чему и на что Господь сказал: блажени плачущий!
Для чего святые отцы, решительно все, не показали инокам иного пути к Царствию Божию, кроме вечного плача и скорби о грехах и строгого самоосуждения?
«Плач есть путь, указанный нам Писанием и отцами,- говаривал святой Пимен Великий, - плачьте: кроме сего пути нет другого».
Положим, что для мирянина есть много родов добродетели, но для инока единственное добро - сокрушение о грехах и бесконечный плач, необходимость чего доказывает он самою своею траурною одеждою, этим символическим знаком сетования и скорби.
Мирянин может посещать тюрьмы и больницы, дома бедных и сирот; но инок, по самым обетам своим, не должен ни шагу делать за ограду монастырскую; как живой мертвец, он должен быть бесчувственным для людей и мира, всегда быть в келлии и по собственному произволу не оставлять ее, так же как и мертвецы не оставляют своих гробов.
Послушание - другое дело, потому что и мертвого можно вынуть из могилы. В этом случае только с нашей стороны не должно быть сердечного произвола к выходу из келлии без нужды.
Какими же делами должны мы упрочивать блаженство будущей судьбы нашей, особенно на Афоне, милостынями? Но что даст инок, когда он по самым обетам не должен ничего иметь, потому что нестяжательность - основная добродетель подвижнической жизни?
Что даст инок, в особенности афонец, когда здесь еле-еле питаются монахи собственными трудами или доброхотным подаянием добрых людей, внимательных к скромному иночеству и понимающих его существенное значение? Посещать ли тюрьмы и больницы? Делиться ли сочувствием с жертвами превратного счастья?
Ходить по частным домам или по общественным богоугодным заведениям - не иноческое дело; да этих заведений и нет здесь. Инок афонец - мертвец; он должен быть в почтительном отдалении от людей и мира, молиться о всех и только этим подвигом, то есть молитвами, миротворить небо с землею, низводить на страждущее человечество милость Божию и таким образом благотворить ему.
Если кто имеет строгое самоосуждение, что видно в проводнике г. Д., если кто слишком занят своими собственными грехами и трепещет об участи души своей за гробом, - тот, кажется, стоит на самом верном евангельском пути; тот, без всякого сомнения, хотя и сам того не предполагает, получит блаженство не плачущих только, но и нищих духом. Значит, мысль г. Д. в рассуждении своего проводника совершенно не верна.
Эти два выше указанные мною места из записок г. Д. относятся в частности только к инокам; но следующая черта его замечаний касается всех, кажется, кающихся, то есть если не до всего христианского мира, то до большей части.
Письма святогорца Часть II
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь |