Симеон Афонский «Практическое Богопознание»
Вышла в свет книга старца Симеона Афонского «Практическое Богопознание». Новая книга обрадовала и одновременно озадачила читателя. Раскроем небольшой секрет: старец Симеон давно уже собирался написать книгу с толкованием важных изречений Спасителя, особенно Заповедей Блаженств. Это толкование должно было раскрыть заповеди именно в свете аскетической традиции Церкви.
Дело в том, что чаще всего экзегеза Священного Писания была рассчитана на мирян. Например, у свт. Иоанна Златоуста толкования Евангелия часто были его проповедями в храме Константинополя, а проповеди записывались и становились частью экзегетического наследия. Более глубокий смысл открывали тайнозрители: прп. Максим Исповедник, Дионисий Ареопагит, Каллист Ангеликуд. Но их толкования были столь сложны, что до сих пор понятны лишь немногим. Этим воспользовались современные ученые и своими запутанными переводами вообще закрыли доступ простым верующим к самому замечательному пласту Православного Предания, презрительно окрестив его «монашеским богословием».
Итак, экзегеза чаще всего ориентировалась на мирян, на средний уровень. А что, если рассмотреть Евангельские истины именно с точки зрения внутреннего делания, Иисусовой молитвы? Старец Симеонпопытался выполнить эту задачу самым простым языком. И вот что интересно: с точки зрения внутреннего делания и Заповеди Блаженств, и поучения Господа воспринимаются непривычно. Все они призывают душу главным образом к собранности, внимательности, подталкивают начать борьбу с помыслами и указывают на потрясающую перспективу движения вперед.
Ученые и проповедники уводят нас в бесконечные отвлеченные рассуждения и моральную рефлексию. А старец Симеон показывает, что все Заповеди Христовы призывают к прямому, непосредственному постижению Истины. «У человека, у которого загорелись на голове волосы, нет времени рассуждать об огне» - пишет старец. Применительно к этому, автор книги не рассуждает о свойствах пожаров и возможностях их тушения, а просто объясняет как можно потушить пожар на собственной голове, что нужно сделать.
В конце концов, старец подводит читателя к самостоятельным выводам, что суть Заповедей Христовых - чистота сердца, а путь к достижению чистоты - внутренняя собраность и неослабное внимание к сердцу. Плодом же сердечного внимания оказывается Сама Божественная Благодать.
Таким образом, для теоретиков книга «Практическое Богопознание» скорее всего покажется скучной и непонятной, мы уже слышали такие отзывы. И неудивительно! Это пособие для практиков. Именно практики смогут по достоинству оценить главный ориентир, который выделяет экзегеза старца, — это внимательность к себе. Не вызывает сомнения, что неравнодушным читателям, ищущим опору и ориентиры в духовной жизни, толкования старца принесут большую пользу, впрочем, как и всем христианам, заинтересованным в своем Спасении. |