Иеросхимонах Иероним - лучший из современных старцев дивного Афона
Что ж касается до русских, их общество безмятежием своим обязано образцовой жизни и редкой доброте духовника своего, иеросхимонаха Иеронима, не занявшего систематического образования ни в какой школе, но опытами духовной жизни, тонким разбором движений сердца и мыслей, а с тем вместе и обширною начитанностью ставшего наряду с лучшими из современных старцев дивного Афона и выше обыкновенных духовников русского святогорского общества.
В настоящее время он остается единственным на Святой Афонской Горе во всех отношениях своего духовнического звания и, как кажется, он только может благодатию свыше вести верно и несбивчиво русское общество по разнообразию путей иноческого спасения.
Если бы я не боялся огорчить скромность этого возлюбленного старца, увлекательного в беседах, я бы здесь выставил на вид отзыв о нем одного из наших путешественников, с которыми я случайно столкнулся за границею; но пусть каждый, кто его увидит, сам выскажет вернее меня свои чувства и замечания о нем, а я, благословляя Господа, подарившего русское братство здешнего монастыря таким добрым отцом, прибавлю в дополнение биографических строк о нем, и то между прочим, что он родом из купцов Старого Оскола Курской губернии и более уже десяти лет оставил Россию и поселился на Афоне ради своего душевного спасения.
Этот старец - лучшее украшение всех русских на Святой Горе; в мире он был Иван Павлович Соломинцов, замечательный еще знанием партесного пения, которое здесь в хорошей настроенности под его регентством.
Если не выше, то на одной и той же степени иноческого совершенства надобно поставить с этим русским духовником русского схимника Тимофея. Отец Тимофей — известный самому Петербургу Валаамского монастыря молчальник Тихон, более пятнадцати лет хранил язык свой от всякой человеческой беседы и, кроме своего духовника и особенно близких к нему по связи духовной жизни, ни с кем не говорил.
Это тот Тихон, о котором говорит и г. Муравьев в своем «Путешествии по Валааму».
Отец Тихон, в мире Тимофей, родом из-под Устюга, сын бедного поселянина-перевозчика. От самой юности желание благоугождать Господу и хранить непорочность пути своего пред Ним занимало и чрезвычайно действовало на Тимофея, так что он решился вовсе оставить мир и на пустынных пажитях Валаама свой дух, исчезавший во спасение, укрепить опытами строгого подвижничества.
Там он принимал начатки иночества, там в изнурительных трудах безусловного послушания истощал он свои силы физические, между тем как сердце его разогревалось сладкою любови ю к кроткому Иисусу и преисполнялось религиозными чувствами необходимости еще здесь, в жизни, стать выше своей собственной природы, усвоить себе таинственно, укоренить глубоко и затаить от людей в сердце своем радости Царствия Божия, то есть здесь уже слиться духом своим в один дух с Господом, Его только любить, желать и искать.
Отец Тихон среди мира и пространства жизненных путей приучил себя думать, что для него в целом мире - только он сам и Бог, как выразился один великий отец, или, что все одно и то же, чтоб, кроме Бога и своих слабостей, ничего не видеть и не знать и чтобы никакая укоризненная мысль, особенно в рассуждении ближних, не касалась ума его.
Письма святогорца Часть II
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь |