Погляди на Афон - сердце прояснится...
Афон в Турецкую войну
Святый Афон! Как много дум наводит он!
Вобловицкий
Правда ваша, друзья мои, много наводит дум святой Афон, при взгляде на него, и притом дум религиозных и ясных, как первые лучи выходящего из-за него солнца, дум высоких и покойных, как заоблачное чело его; сердце играет чувством невольной радости, когда возникает мысль, когда развивается в памяти длинная цепь событий его и минувшего, и настоящего.
Правда ваша, друзья мои, много наводит дум Афон, и много остается на душе дивных впечатлений при обозрении святынь его и диких, пустынных красот. Наносит ли враг на сердце тоску и грустное раздумье о утраченных днях радости земной, стоит только поглядеть на Афон сердце прояснится, заиграет во свете утешительных надежд спасения, и тихая радость заступит место страдальческой тоски.
Заволнуется ли грудь приливом страстей, следует только погрузиться в глубь мирных пустынь, где скромно проводят век свой отшельники, и сердце восторжествует над обаянием плотских пожеланий.
Инок загрустит по райской отчизне, и страсти затихнут под звуками старческих бесед, беспрестанно напоминающих о загробной судьбе нашей. Здесь тихо как в могиле; здесь светло и хорошо, как в Божием раю. Если бы искушения и действительно были сильны и тяжелы, то заступление Божией Матери выше их, и всего ощутительнее оно бывает в годину Божеской кары, постигающей временем Святую Гору.
В прошедшую Турецкую войну и Афон был жертвою грабежей и расхищения. Отдавая полную справедливость той твердости, с какою он выносил это вражеское нападение, нельзя умолчать и о том, что один монастырь был до такой степени защищаем Богоматерию, что все попытки и усилия турков ворваться в него остались напрасными; они даже признавались впоследствии, что часто видали какую-то таинственную Женщину, дозором обходившую стены монастыря; но как ни силились схватить Ее врасплох, Она оставалась неуловимою для них, как призрак исчезая пред их неистовыми взорами или укрываясь в монастырский портик, который был для них непроницаем по причине могучих затворов.
После того турки никак не хотели верить, что ни одной жены нет и не бывает на Афоне, не понимая, Кто такая в виду их охраняла монастырь Своим Божественным присутствием. Замечательно, что в том монастыре (Хилендаре) нет игумена, а место его занимает Богоматерь Своею честною иконою, известною под именем Троеручицы.
Письма святогорца Часть III
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь |