Святой Иоанн Дамаскин
Чудо исцеления Иоанновой руки поразило всех в Дамаске, даже самого князя, который, питая чувства особенной дружбы к святому Иоанну до получения писем от императора Льва, оклеветавшего Иоанна в измене, более прежнего полюбил его и после долгих со своей стороны сопротивлений наконец дал ему свободу сложить с себя светское звание и удалиться в Лавру святого Саввы Освященного.
Оставляя Дамаск, святой Иоанн взял с собою и чудотворную икону, пред которою получил исцеление, и эта икона с его времени, от половины VIII даже до XIII века оставалась неподвижною в Лавре святого Саввы Освященного, то есть до прибытия туда знаменитого Саввы, впоследствии архиепископа Сербского, которому она вместе с «Млекопитательньцею», тоже чудотворною иконою Пресвятой Богородицы, находящеюся здесь, на Афоне, на Карее, в Хилендаре кой келлии, была дарована от Лавры в благословение по особенному на то соизволению Божией Матери, о чем я упомяну, если Бог благословит, в рассказе об иконе Млекопитательницы.
Отправляясь из Палестины, святой Савва икону Троеручицы взял с собою в Сербию, где она и находилась долго ли, коротко ли — нет положительных сведений; известно только, особенно по живописным х илендарски м памятникам, что при возникших смутах в Сербии икона Троеручицы была возложена на осла, а осел пущен на волю странствующей на нем Своею Божественною иконою Царицы Небесной.
Осел без всякого водительства со стороны людей, под непосредственным их наблюдением издали прошел до Святой Горы Афонской и пред Хилендарским монастырем стал как вкопанный. Братия торжественно приняли: к себе икону Богоматери и поставили ее в алтаре соборного храма.
Неизвестно, потому что не мог я допытаться в посещении Xилендара, сколько именно лет стояла икона Троеручицы в алтаре; одно обстоятельство вызвало ее оттуда...
Письма святогорца Часть III
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь |