Игумения Афона
Справедливость того, что Царица Небесная изволила принять на Себя правление и начальство над одним из здешних монастырей, в котором называют Ее Игумениею Афона подтверждается рассказом, который неоднократно удавалось мне слышать здесь от афонских русаков.
Назад тому годов пять, не более, одному иноку-греку, по совершении обычного правила, в тонком сне было странное откровение: в необозримом пространстве воздушных высот, по светлым облакам целые полки, бесчисленные лики святых (Афонских) он видел грядущими к славе райской жизни.
В самых возвышенных рядах были русские, там болгары, сербы и прочие славянские племена, а позади, или ниже всех — греки. Впереди ликов, держа в руке царственный скипетр и имея на Себе темное одеяние, шествовала в невыразимом сиянии Божественной славы Богоматерь.
При виде святых, а тем более Небесной Царицы, греческий старец был вне себя от радости; но, обратив внимание на преимущество русских пред всеми и на низшую степень славы греков, он удивился и не понимал, отчего это так.
- «Место это, Святая Гора, — подумал он, - наше наследственное, а пришлецы...»
Не успел он задуматься далее, как вдруг донесся до него выспренний голос:
- Справедливо, что это место ваша собственность, но потому-то самому и теряется цена ваших подвигов: поелику вы дома, вы в спокойствии, а русские, между тем, как пришельцы, терпят более и неприятностей разного рода здесь, между вами, что и возвышает их особенно в очах Небесной правды.
Истину этого рассказа русские свидетельствуют даже тем, что этот грек, в числе святых, более прочих был занят видением скитского диакона из русских, который умер очень недавно, и что грек нарочно приходил в скит и расспрашивал, что особенного в жизни своей имел виденный им в славе русский диакон, имя которого знают и помнят наши земляки на Афоне.
Письма святогорца Часть III
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь |