Погода на Афоне и трапезе
Для меня очень удивительна здешняя погода. Летом ни облачка на раскаленном небе; ветер если и дует, то постояннее с юга, но легко и притом весьма теплый. Гроза большею частью бывает зимою и осенью, а если случится летом, то всего чаще с какою-нибудь грозною вестью от Бога. Так случилось назад тому два года, когда прибывшие из Иерусалима поклонники русские посещали монастыри Святой Афонской Горы.
В один из дней своего странствия под вечер они являются к вратам богатого здешнего монастыря; их отсылают на ночлег далее, но утомленные дорогою поклонники не в силах были тащиться до следующего монастыря, а потому присели отдыхать при портике, насупротив которого в светлой галерее несколько проестосов, освежаясь вечерним воздухом, сидели и не обращали внимания на скромных странников Бога ради.
Едва только успели отказать русским, откуда ни возьмись небольшое, но тяжелое на небе облако; оно быстро очутилось над монастырем, развилось тучею, и жгучая струя молнии рассекла ее, ударилась вниз, треснул оглушительный удар грома, и два монастырских мула, стоявших у монастыря под деревом, в виду перепуганных старцев сделались жертвою небесной кары, а третий хоть и был поражен, но остался жив после сильной громовой контузии.
Русские, исполненные духа ревности, в глаза сказали тогда старцам:
- Вот что значит огорчать поклонников отказом! Видите, что творит гнев Богоматери, поясу Которой мы пришли поклониться? Вы не подражали Аврааму в странноприимстве, и Бог вас покарал в лице бессмысленных тварей.
В ту же минуту поклонников вежливо и с извинением пригласили в монастырь и так угостили, что едва ли кому из русских удавалось подобным образом когда-нибудь пользоваться странническою афонской трапезою, как в это время, грозное для нарушителей прав иноческого странноприимства.
Это я слышал от очевидца, моего афонского друга игумена Макария, водившего по Святой Горе тех поклонников.
О грозах
Говоря о грозах летних, надобно и то еще заметить, что, особенно во время созревания винограда, если собирается гроза и катится прямо на нивы или виноградники, в монастыре производят протяжный звон, и братия, кто бы где ни был, встают на молитву, прося Господа отдалить от них гнев Свой и не погубить труда их рук находящею грозою.
Однотонный звон продолжается до тех пор, пока гроза силою молитв и веры не отойдет в сторону. В подобных случаях как очевидна, как чувствительно заметна действительность старческих молитв пред Богом!
Случалось так, что гроза прямо неслась с оглушительными раскатами грома на монастырские виноградники, и в несколько мгновений — она разразилась бы над ними и истребила плоды; но едва начинался звон и старцы простирали свои молитвенные длани к Богу, тайная сила или отводила грозу в сторону, или разбивала ее вихрем, относя тяжелые облака в безжизненные высоты здешних пустынь.
Пожалуй, какой-нибудь скептик в этом будет видеть не силу молитв и веры, а силу металлических звуков, отталкивающих от себя электричество; но для неверующих, говорят, закон не писан...
Письма святогорца Часть III
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь |