Архиерейское служение на Афоне
Вообще можно сказать, что в диаконы производят здесь иноков самых цветущих лет, так что ни усов, ни бороды нет у многих; между тем строгая жизнь, придавая лицу их бледность, томность, ангельское спокойствие и непорочность взора, представляют их и по самому наружному виду действительно достойными предстоять Престолу Того, Который прекраснее всех сынов человеческих и составляет сладость и красоту самых Ангелов. На всей Святой Горе Афон я не видел диаконов даже совершенных лет, исключая архидиакона, находящегося при Адрианопольском митрополите Григории, пребывающем на покое в одном из здешних монастырей.
Архиерейское служение на Востоке не имеет той торжественности, великолепия и умилительной процессии, какие мы видим в России. Надобно полагать, что со времени падения Греции многое утратилось в наружных обрядах архиерейской службы, и, конечно, не нынешнее пение пленило слух послов нашего князя Владимира. Разумеется, архиерейская служба в своей сущности и здесь на Афоне,та же, как у нас, но видимые ее формы имеют незначительную между собою разницу.
Так, например, когда входит здесь архиереи в церковь, не производится звон во вся ему бывает только с одною возжженною свечою и без креста. Надевая ман тию в притворе, он приходит в самый храм и по прочтении входной становится на возвышенное место (род кафедры). Посох архиерейский здесь без сулка; орлецов148, возвышенной посредине храма кафедры и амвона, этих отличительных принадлежностей архиерейского служения, здесь вовсе нет.
По всходе на свое место (оно же игуменское) сам архиерей возглашает: «Благословен Бог наш» и прочее, чтец отвечает: «Аминь». Архиерей продолжает: «Царю Небесный» и проч. до конца молитву, и читаются часы, а между тем попарно выходят из алтаря священники и диаконы для принятия архиерейского благословения к священнослужению. Когда кончаются часы, диакон, стоящий при архиерее, неоднократно возглашает: «Священницы, изыдите».
Собор сослужащих является; архиерей сходит со своего места, потом при поставленном посреди церкви кресле становится на мраморный круг, в котором высечен двуглавый царственный орел, и архиерея одевают всем собором, то есть начиная от старшего священника и игумена до последнего диакона, отчего делается толкотня и суматоха вокру святителя и тем отнимается торжественность архиерейского облачения, так великолепного в нашей православной России.
Если есть во диакона ставленник по производстве в иподиакона, он с блюдом розовой воды, окинутый по плечам полотном, до половины Херувимской песни остается пред местного иконою Господа Вседержителя; после того как архиерей умоет руки в царских вратах, иподиакон уходит в алтарь.
Странно видеть здесь за Херувимскою песнею отнятие царских врат: обе половины их снимаются с шалнеров и уносятся в сторону; вместо них впоследствии только катапетасма скрывает священнодействующий собор от простого брата.
Во время Причащения и самый алтарь или престол отделяется от неосвященных его служителей - екклесиархов или неслужащих священников - с двух сторон занавесами, так что в строгом смысле тогда можно назвать это место небом, доступным только для людей ангельской непорочности и Божественной чистоты.
Во время Херувимской песни здесь сам архиерей кадит алтарь и народ замечательно, с посохом в левой руке. Самое предстояние сослужащих престолу не имеет настоящей торжественности затем, что рядом с архиереем становится старший из сослужащих ему священников, между тем как у нас святитель на своей стороне, пред престолом и на своем месте, остается в единственном своем лице, тайнообразуя собою Великого Архиерея. Принимая дискос, архиерей поминает живых, а получивши потир, молится о преставльшихся, иногда читает при том с коленопреклонением разрешительную молитву известным лицам из усопших.
Иподиакон — помощник диакона. Шалнер — петля, крюк, шарнир. Катапетасма — завеса в храме.