Афонские келиоты
Немногим выше штатной афонской жизни можно поставить келлиотскую, которая, впрочем, делится на два рода: на отшельническую, в строгом значении этого слова, и на вольную. К отшельнической можно отнести келлиотов Кореневых, о которых я как-то писал вам. Нет ничего умилительнее, как видеть в этих келлиотах единение духа, строгую воздержность, изумительные труды и безмолвие.
Подобная жизнь есть тень, или лучше сказать, светлое отражение высшего отшельничества. Но афонские келлиоты второго разряда совсем не то. У них отличительною и единственною чертою иноческого характера остается только зависимость нескольких человек от старца, который обыкновенно богат и от которого зависит продовольствие, покой и все необходимое для небольшого братства.
Младшие здесь работают в охоту, но старший иногда ничего не знает, на все у него есть рабочие из мирян, наемные, и с него много, если он примет на себя труд обозревать по временам виноградники и фруктовые свои сады, где производятся работы.
Жизнь таких келлиотов напоминает дачную, можно бы сказать, панскую, но с тем различием, что здесь нет ни тех панских выходок, ни того панского духа, которого боится бедный хлопец; а главное, что здесь вычитывается в свое время церковная служба, без упущений и постоянно, с сокращениями только в чтениях отеческих книг.
Младшие, или ученики старца, имеют в своем келейном поведении ограничение, но вовсе не подчинены строгости иноческих обязанностей, и исполнение их остается в их собственном произволе и на их совести. Эта жизнь составляет в некоторых отношениях что-то среднее между чрезвычайною строгостью киновий и излишнею поблажкою плоти штатных монастырей.
Письма святогорца Часть III
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь
|