Афонские подвижники каливиты
К третьей степени афонской подвижнической жизни можно отнести каливитов, то есть таких сиромах (бедняков), у которых ни пред собою, ни за собою иногда ни гроша денег и ни куска хлеба. Если каливит имеет что-нибудь собственное на Афоне, так это только его калива или шалаш, который какими-нибудь судьбами поступил в его временное распоряжение.
Для этого рода афонских подвижников нет почти ничего положительного, потому что они или дома заняты каким-нибудь рукодельем, либо, что всего чаще, ходят по келлиям и занимаются наемною работою. Где придется, там каливит выслушивает церковное правило, а нигде не привелось быть в церкви - он выполняет положенное число молитв и поклонов по четкам; если ж не успел их выполнить, Бог и совесть остаются судиями или беспечности кали вита, или внешних препятствий, по причине тяжелых работ его.
Каливиты называются здесь сиромахами, то есть бедняжками, питаются подаянием и испытывают много неприятностей, нужд и огорчений. Поэтому их можно бы поставить и выше в аскетическом образе жизни, но они вольны как пташки, и эта вольность отнимает много цены у их трудной и даже страдальческой, в некоторых случаях, жизни.
Они потому, собственно, и не идут ни в общежитие, ни в другое какое-либо место, что там должна стесниться их воля; зависимость от власти должна их подчинить строгости иноческих законоположений, между тем как они проходят жизненный свой путь хоть среди ежедневных нужд и неприятностей разного рода, но на своей воле и, как говорится, припеваючи. Впрочем, и из каливитов есть образцы высокой, даже удивительной жизни, каков был в свое время преподобный Максим Кавсокаливит.
Подобного рода каливиты непременно подчиняют себя какому-нибудь стороннему старцу строгой жизни и руководствуются уже не собственными правилами и волею, а назначением старческой заповеди.
Трогательна жизнь каливитов!
Зайдите к любому из них: кроме, может быть, разбитых черепиц для питья и запачкавшейся посуды, кой-каких инструментов для рукоделья, ничего нет в шалаше.
Если каливит отправляется куда, спокойно оставляет незапертым шалаш свой, потому что у него ничего нет; если же что он и имеет у себя, куда бы ни пошел он - у него все с ним за плечами.
Письма святогорца Часть III
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь
|