Афонские друзья
Ученые на Афоне
Наконец, после тяжелого, но неизъяснимо вожделенного и приятного путешествия в Палестину и после многосторонних опасений за жизнь мою и на море, и на суше, я благополучно прибыл на Святую Гору Афонскую 2 июня 1845 года; значит, с лишком полгода провел я в Иерусалиме, при Гробе Господнем! Слава Богу!
Что я видел там, что со мною случилось и какие впечатления произвел Иерусалим в моем воображении и сердце - обо всем этом вы увидите в моих путевых записках, которые со временем должны дойти до ваших рук. Между тем, по-прежнему я начну опять с вами мои заграничные беседы со Святой Горы Афонской и таким образом возобновлю родственные отношения мои к отчизне и к вам, друзья мои. О, переписка не последнее из земных утешений для сердец, питающих в себе чувство взаимности, какого бы то ни было рода!
Как я рад моему прибытию на Святую Гору Афон - это я мог и могу только чувствовать, а не говорить или писать о том. Мои афонские друзья приняли меня с сердечным радушием и со знаками иноческой непритворной любви.
В течение полугода в мое отсутствие ничего особенно важного не произошло на Святой Горе, Жаль только мне случая, которым я не мог воспользоваться здесь к дополнению моего удовольствия в отношении исторического обозрения Афонской Горы: без меня был в Русике г. Г-ч, профессор Казанского университета. Цель его странствия на Святую Гору и по Святой Горе историческая, исключительно для лингвистики славянских племен, к которым он и отправился отсюда.
К сожалению, Г-ч, как слышно, успел здесь не совсем в удовлетворительной степени. Может быть, причиною тому недостаток с его стороны в материальных средствах (я разумею деньги), а может статься, и его личность.
Для того чтоб пересмотреть по собственной воле и даже прихоти все библиотеки афонские, главное и единственное к тому условие - хороший вклад в монастырь, а не менее того - личное расположение к себе святогорцев; иначе с первого раза он может чем-нибудь навлечь на себя неприятное нарекание от щекотливых греков и оттолкнуть от себя их внимательность.
Впрочем, греки не жалуют ученых путешественников и по предубеждению к ним за их привычку - похищать археологические лоскуты из заветных тайников афонских библиотек... Очень жаль, что не удалось мне сойтись с г. Г-ем. Если бы я и не мог быть ему полезным с какой-нибудь стороны в его занятиях, по крайней мере я мог бы извлечь из его исторического здесь странствия мою собственную пользу и удовольствие. Нечего делать; верно, так угодно Богу.
Письма святогорца Часть III
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь
|