Георгиевская келлия начатки безмолвия афонского
На юго-восток от здешнего Ксенофского скита, при подошве одного из возвышенных холмов пустынных одиноко красуется Георгиевская келлия, где подвизался наш знаменитый скитский молчальник, отец Тимофей, или валаамский Тихон. Так как эта афонская келлия близ скита и на русской земле, я думаю кстати поговорить о ней в настоящем письме, в особенности потому, что часто я ухожу туда для безмолвия и отдыха; многие из поклонников, преимущественно когда там подвизался отец Тимофей, навещали ее.
Там мы любим собираться своею русскою семьею и тихо проводить время в аскетических занятиях и дружеских беседах; там наш отец Тимофей полагал начатки безмолвия афонского и провел года три, если не более. Келлия святого Георгия остается исключительною пустынею русской братии. Каждый годовой праздник в числе нескольких человек мы уходим туда совершать всенощное бдение. Какое живописное там место, какие едемские красоты пустынной природы!
Каждый раз в 23 апреля мы набираем там различных цветов полевых, даже и васильков, и украшаем ими икону святого Победоносца Георгия; дыхание их сливается с кадильным фимиамом и в немолчных звуках нашего всенощного славословия возносится к Богу.
Келлия святого Георгия расположена на живописном пригорке, под склоном соседних ее холмов; с северной стороны ее площадка занята виноградником; северо-восточный угол орошается хладными струями неиссякающего ручейка, но противоположный, то есть юго-восточный,; отеняется вековым деревом грецкого ореха; с востока расстилаются виноградные пред нею лозы и несколько масличных и черешневых дерев, а с запада огородные нивы, орешник и небольшой овраг.
Вход в келлию с северной стороны. Тучные лозы ароматного винограда перевили крышу келлии над террасою с южной стороны и дают собою отрадную тень в знойные часы жгучего полдня, роскошно висят они над пространством всей террасы и невольно блазнят вкус и нескромную руку.
Под этой виноградной тенью мы всего чаще любим отдыхать и раскушивать пустынную трапезу отца Тимофея. Келлия (я разумею домик) разделена на две половины: восточная занята церковью, а западная келлиею и кухнею, то есть очагом. Здесь уединяется отец Тимофей. Сам он редко, впрочем, остается в келлии: его обыкновенное ложе стул, или здешняя форма, род высокого кресла, на ручки которого можно опираться стоя. Только в крайних случаях болезни отец Тимофей спит на койке, а то всегда сидя, и то очень мало.
Пустынные его подвиги знает и видит только Бог; и мы, впрочем, понимаем их отчасти. Ноги отца Тимофея от постоянных стояний молитвенных отекли, кожа на них, как у верблюда, так что если ему нужны сандалии (папуццы), то непременно уж надобно нарочно шить, потому что никакая обыкновенная обувь не подойдет к его отекшим и иногда гноящимся ногам, на которые жалко посмотреть, тем более, когда закипят они ранами.
Письма святогорца Часть III
1844 г., Афон Русский монастырь
|