Греки и итальянские иконы
Послушайте, что здесь было: не так давно к нам на Афон в Русик доставлено несколько прекрасных икон русской работы; все они в резных золоченых рамах. Чтоб украсить Пантелеймонов собор, где иконостас заменяется просто сбитыми и грубо раскрашенными досками, иконы расставили в ряд над местными, что и придало особенный вид храму.
Раз входил туда сторонний грек и, любуясь на блеск раззолоченных рам и на светлый; и яркий колорит русских икон, остановился на лике Господа Вседержителя. Долго смотрел он на него и потом, указывая на икону, простодушно спросил стоявшего возле него инока:
- Пиос ине авто (кто это)?
- Господь Вседержитель, - отвечал тот...
Грек недоверчиво посмотрел на инока и снова долго смотрел на икону; потом он покачал головою и, повернувшись, пошел из церкви со словами:
- Франкское! (западное).
Между тем только и упущения на иконе Господа Вседержителя: вместо венца разлит вокруг главы свет и нет обыкновенных слов: О - он (Сущий). А надобно сказать, что этими-то словами и дорожат всего более греки, потому что ими означается Божественность Иисуса Христа.
Я сам помню, когда трапеза в Русике была расписана, является сюда один из лучших теологов восточной современности, маститый греческий архимандрит. Все мы были в трапезе, и теолог там же. Когда кончился обед и братия стали расходиться, он удержал нашего духовника и, подведя его пред изображение Тайной Вечери, спросил:
- Почему вокруг главы Иисуса Христа не сделано надписи: о-он…- (т.е. Сущий, то, что существует – исихазм.ру)
Духовник не нашелся, как отвечать удовлетворительно на подобный вопрос, и сослался только на русский обычай - не всегда делать эту надпись на иконе Господа Иисуса.
- А я скажу, - строго заметил маститый теолог, - что живописцы, которые за ничто ставят подобное упущение надписи, означающей Божественное достоинство Иисуса Христа, или невежи, или еретики: одно из двух неизбежно! Не подумай, впрочем, что я от себя это говорю, - продолжал теолог; - нет! Это отзыв святого Афанасия Великого. Исправьте ж недостаток в вашей картине, и она будет с достоинством, - прибавил старец и удалился из трапезы.
В тот же день мы исполнили приказание маститого теолога, и впоследствии, бывая с нами в трапезе, он молча и подолгу смотрит на стенную живопись, но ни одного замечания уже нет от него на характер нашей русской кисти.
Ко всему сказанному вдобавок надобно еще и то присовокупить, что у нас, в России, кажется, выходит уже из употребления расписывание святых храмов; между тем, на Востоке, при всевозможном блеске наружных и внутренних украшений храма, если стены его голы и не заняты священными изображениями, это храм последний, бедный и жалкий.
Да, на Афоне и везде на Востоке лучшим украшением церквей остается стенная живопись. Это, впрочем, и хорошо, потому что в таком виде церковь вдвойне поучает нас - и чрез живые звуки Слова Божия, и чрез изображение на стенах или библейских исторических событий, или нравственных предметов. Зато здесь в домах, на Востоке, мало икон, потому что турки не жалуют их, а потому в угодность им или из страха христиане если и имеют, так не более одной или двух икон в переднем углу.
Конечно, с одной стороны, это не похвально, но некоторым образом извинительно в силу турецкого преобладания и их зверского фанатизма. Но и в России, где христианская вера остается господствующею, много ли Вы найдете домов, где бы передний, по крайней мере, угол был занят приличным числом святых икон? Взойдите в дом, особенно почетный по отношениям к большому свету: стены и окна горят цветными тканями и позолотою, всюду картины, иногда и блазнительные, но ни одной библейской или евангельской тени между мишурным блеском человеческих знаменитостей...
И Самому Господу славы или Царице Небесной едва иногда уступают передний угол для занятия Их Божественными иконами, которые по большей части бывают в миниатюре, для того чтоб не были видимы и не обличали домохозяев в набожности и в благочестии к Богу и к Церкви... О времена! О нравы! О мода!..
Но поговоримте лучше об Афонской Горе.
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |