«Серай»
Я писал Вам, помнится, когда-то что на Святой Горе Афон между множеством иноков насчитывается до двухсот, если не более, русских, из которых значительное число остается по келлиям, а прочие помещаются в монастырях. В Русике наших соотечественников всего человек до пятидесяти.
Между тем из келиотов, после Кореневых, замечательны Белобережские, отшельничествующие на келий, так называемой - Серак; число их простирается до пятнадцатичеловек, и все они из великороссиян. Об этой-то Серайской афонской келлии мне хочется поговорить с Вами в настоящую пору, потому что несколько раз я был там, но ни в одном из писем моих не говаривал еще о сераиотах, или о белобережских подвижниках.
«Серай», или «Сарай», столь низкое слово в понятиях нашего русского народа, на турецком языке значит «красивый дворец». Впрочем, здешняя келлия так названа, кажется, потому, что стоит на открытом месте, с которого рисуются живописная окрестность и даль самыми поэтическими видами, волнами зелени и неподвижною, зеркальною равниною Эгейских вод.
Самое устройство Серая, то есть дома, не имеет ничего особенного: во всех частях своего внутреннего и внешнего расположения он выказывает однообразность святогорского характера и восточных форм. От Карей Серай находится на четверть часа ходу, не более. В этой келлии две церкви, из которых главная посвящена имени святого Антония Великого. Характеристика ее подвижников состоит из смеси строгого подвижничества с северными привычками.
Между русскими афонцами Серай более известен под названием «келлия Белобережских», потому что ее главные хозяева и распорядители принимали начатки иночества в одной из русских пустынных обителей, называемой Белыми Берегами. При Серае есть значительный участок земли, которую обрабатывают сами отшельники; довольно имеют они также виноградных лоз и прочих произведений здешней природы.
Таким образом, хотя не совсем при достаточных средствах своего собственного продовольствия, но, по крайней мере, при безмолвии и необходимых условиях келейной жизни, сераиоты мирно проводят дни свои под сенью державного заступления Божией Матери и, в чаянии грядущих радостей Небесного Царствия, терпят скорбь и тесноту афонского подвижничества вдали от милой родины и от друзей своих.
Эти келлиоты, так же как и Кореневы, остаются на Святой Горе образцами скромной жизни и русского гостеприимства: они прекрасной настроенности духа и мирного характера в отношении к ближним.
В соседстве с Сераем стоит келлия нашего Русского монастыря; она посвящена имени святого Василия Великого. Местность ее живописна. Часто прихаживали мы сюда с покойным живописцем Пантелеймоном и любовались видами, которые роскошно развивает и самая гора, и северо-восточная даль.
На скате постепенно опускающейся отсюда горы к морю на восток, под тенью кипарисов таится и другая келлия, так называемая «Достойно». Там в свое время находилась чудотворная икона Божией Матери, пред которою святой Архангел Гавриил пел: «Достойно есть яко воистинну блажити Тя» и прочее и которая ныне находится в алтаре Карейского собора на горнем месте. Об этой иконе я писал Вам прежде.
Письма святогорца к оглавлению
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон Русский монастырь |